Поучительная история
История этой секты, которая, между прочим, еще не закончена, может послужить хорошей иллюстрацией-предостережением для тех, кто в поисках путей самореализации, отключает критическое мышление и доверяет свою судьбу первым попавшимся шарлатанам, обладающим навыками маркетингового продвижения на рынке суеверий товара, обозначенного как «учение», «религия» и тому подобных. Это очень похоже на всевозможные «пирамиды» или «сетевые компании». И ловят «человеков» на одни и те же крючки – на жадность и гордыню. Только если в случае с «пирамидами» - это желание по-быстрому срубить «бабла» и возвыситься над «лохами», то в случае с «религиозными» новоделами - это желание по-быстрому приобщиться к духовным «ништякам» и… снова-таки возвыситься над «лохами».
Сколь карме не «виться»
Поучительно и падение Асахары, а также его приближенных. Они позиционировали свое, с позволения сказать, «учение» как буддийское. Только «глубоко модернизированное», разумеется. Что ж, в соответствии с буддийской доктриной, их и настиг соответствующий кармический результат. Причем уже в этой жизни. И снова-таки, если опираться на доктрину взаимозависимого возникновения, то еще неизвестно, исчерпали они свою дурную карму, претерпев смертную казнь через повешение, или будут вынуждены еще какое-то время повращаться в каких-нибудь неблагих мирах. Впрочем, давайте вернемся к «деяниям» секты.
Обыкновенный терроризм
Как в свое время сообщали мировые СМИ, члены секты Асахары дважды, по меньшей мере, провели газовые атаки против гражданского населения Японии. В первый раз это произошло в 1994 году в префектуре Нагано. Был применен зарин в населенном пункте Мацумото. В результате семь человек погибли. Не вполне ясно, почему сразу же не были применены самые жесткие правоохранительные меры. Однако такая расхлябанность правоохранителей по факту привела к тому, что террористы из числа адептов секты в следующем, 1995 году, применили газ уже в токийском метро. Сообщалось о тринадцати погибших и около шести тысяч пострадавших. Но история темная, потому что в различных мировых СМИ давались разные цифры пострадавших. Иногда число доходило до более десяти тысяч.
Почему так долго
После совершенных терактов, как сообщалось, были задержаны тридцать сектантов из руководящего состава. Среди них, разумеется, и Секо Асахара. Через некоторое время были вынесены смертные приговоры тринадцати членам «Аум Синрике». Асахаре в том числе. Но их не приводили в исполнение. Спрашивается, почему? Как следует из объяснений японских правоохранителей, троим лидерам секты удалось скрыться от правосудия. И вот, пока их ловили, приговор не приводили в исполнение. Видимо, нужны были показания против них. Поймали их только спустя семнадцать лет. И все. Возмездие свершилось.
Ранние годы основателя
История «Аум Синрике», конечно же, неразрывно связана с ее основателем. Это Секо Асахара. Последователи называли его Духом истины и более привычно: Его Святейшество или Преподобный Учитель. Вообще, действительно все в истории «движения» автобиографично. В том смысле, что все истоки можно найти в биографии Асахары, который на самом деле никакой не Асахара, а Тидзуо Мацумото – человек из бедной многодетный семьи, да еще и слепой на один глаз, притом что и вторым видел не очень хорошо. Последствия ранней глаукомы. При всем при этом он окончил школу для слабовидящих. Правда, у него не получилось поступить в медицинскую школу. И возможно, это стало переломным моментом в его жизни. Потому что после этого Тидзуо увлекся традиционной китайской медициной, фармакологией и акупунктурой.
Талант бизнесмена
Уже очень скоро Мацумото открыл аптеку. Аптека, расположенная в городе Тиба, была интересна тем, что продавались там «заряженные энергией просветленного» китайские лекарства. То есть уже тогда, на раннем этапе, Тидзуо понял, что можно очень неплохо заработать на суевериях соотечественников. Далее он открыл клуб йоги и медитации в Токио. И снова-таки создал компанию, занимавшуюся продажей «заряженных предметов». Через пару лет это все вылилось в создание религиозной организации. Но это еще не была «Аум Синрике». Пока это было некое общество для духовно развитых людей, обладающих к тому же «сверхъестественными силами». Но почти сразу после этого Мацумото объявил, что, побывав в Гималаях, достиг «окончательного» просветления. Так появились «Аум Синрике» и Асахара. Случилось это летом 1987 года.
Ловушка для элиты
Интересно, что, быстро обрастая адептами, секта делала упор не просто на молодежь, а на молодежь из элитных высших учебных заведений Японии. «Аум Синрике» даже приобрела на островах славу распространителя новой религии «для элиты». Зато, например, в деревнях все обстояло не столь гладко. Там люди были недовольны деятельностью секты. Дошло даже до откровенного криминала: юрист, который представлял интересы тех, кто имел трения с сектой, пропал. Да не один, а вместе с женой и ребенком. В принципе, упор на «молодую элитную поросль» не удивителен. Люди обычные, не оторванные от корней, плохо «ведутся» на так называемых новоделов. Они посещают храмы своих традиционных церквей. А вот считающие себя слишком умными и образованными для исповедания религии отцов юноши и девушки из обеспеченной городской прослойки зачастую становятся легкой добычей проповедников новых синкретических культов с претензией на наукообразность. Каковой и была, по сути, «Аум Синрике».
Быстрое распространение
Уже в начале девяностых секта прочно обосновалась в Америке (Нью-Йорк), Азии (Шри-Ланка), Европе (Германия, Бонн). Бурная деятельность была развернута и в России. В России тогда, если помните, вообще было раздолье для подобных культов и «религиозных деятелей». Считается, что численность секты достигала около десяти тысяч человек в самой Японии и около сорока тысяч по всему миру. Но некоторые исследователи говорят, что в одной только России адептов «Аум Синрике» насчитывалось пятьдесят тысяч.
Дела российские
Россия стоит особняком в истории секты «Аум Синрике». Выше упоминалось, что число адептов Асахары в России было, пожалуй, наибольшим. Их было больше, чем в самой Японии, – несколько десятков тысяч. И в этом нет ничего удивительного: слом эпохи, развал огромной страны, экономический крах, безработица, нищета, поиск людьми собственной идентичности. Плюс государство самоустранилось из жизни общества на каком-то этапе. Да и все было внове даже для государственных служащих. Прошлые стандарты жизни и поведения отпали, новых еще не знали. Асахару принимали на высоком уровне. Как писали СМИ, он встречался в России и с религиозными, и с политическими деятелями, он выступал в ряде престижных московских вузов. Что говорить, если у секты была своя часовая ежедневная программа на радиостанции «Маяк» и получасовая на одном из телеканалов, пусть и не центральном. Это был карт-бланш. Да, потом власти опомнились. Но у секты было несколько лет для бесконтрольного оболванивания молодежи в стране.
Осторожно, практика!
На самом деле религиозные практики, направленные, вне всякого сомнения, на благое дело, не так уж и безопасны. По крайней мере, практики, прямо воздействующие на сознание и на то, что люди приобщенные называют энергетикой организма. Известны так называемые «болезни цигун», например, или болезни, связанные с медитацией. Обычно такие болезни – удел тех, кто пытается практиковать без присмотра хорошего опытного инструктора, имеющего соответствующие знания в конкретном направлении. Именно поэтому ответственные учителя ни за что не откроют новичку высокие практики той же ваджраяны (к которой, кстати, апеллировал Асахара). То же касается и православного «умного делания», которым рекомендуется заниматься далеко не всем и под присмотром опытного практика из числа монахов или даже под руководством старца. В «Аум Синрике» все было не так.
Не будем вдаваться в пересказ «теоретического фундамента» для так называемой практики «Аум Синрике», опишем лишь некоторые практические аспекты. В секте сразу же оговаривалось, что просветление возможно только для активных членов секты. Судя по сообщениям СМИ, основанным на исследовании деятельности секты религиоведами, в «Аум Синрике» царили казарменные подходы, строгий учет и контроль всей жизни адептов, включая мирян. Также практиковалась жесточайшая психологическая их обработка, включавшая первый семинар в течение шестидесяти часов с непременным прослушиванием некой психоделической музыки. Затем ежедневные подобные же семинары, правда, не столь долговременные, постоянная начитка мантр, неукоснительное подчинение старшим, медитации и энергетические практики, основанные на искаженных представлениях о практиках традиционной индийской йоги, буддийской йоги, китайском цигун. Эксперты говорили даже о применении наркотиков для «помощи адептам». Можно только представить себе, что творилось в головах «практикующих».
Убийственная смесь
Считается, что свое так называемое «учение» Асахара основывал на буддизме. На самом же деле буддизм – это всего лишь традиция, которой пропитана Япония. Естественно, что и Асахара не прошел мимо. Другое дело, что от буддизма в его системе лишь наименования, обрывки смыслов и база для ловли в сети неискушенной молодежи. Так же обстоят дела и с индуизмом, и с христианством. Поэтому, с одной стороны, мы можем обнаружить у Асахары и упоминания тхеравадинской нирваны, тождественной у него махаянистскому достижению состояния Будды, просветлению и отсылке к Шиве, и даже заявление о том, что он, Асахара, чуть ли не Христос.
Синкретизм чистой воды. И милленаризм тут же – отсылка к тысячелетним циклам преобразования жизни на земле. У Асахары ждали третьей мировой, ядерного апокалипсиса. Говорят о связях Асахары с Далай-ламой XIV. Действительно, ходило фото Асахары с Далай-ламой. В СМИ сообщалось, что организация Асахары перечислила большие деньги, после чего он и был принят духовным лидером тибетских буддистов. Китайские СМИ вообще писали, что если бы не поддержка далай-ламы, Асахара никогда не превратился бы из рядового шарлатана в дилера могущественной псевдорелигиозной террористической организации. Но здесь надо отдавать себе отчет в том, что это писали именно китайские СМИ. Как известно, между правительством Китая и далай-ламой существуют серьезные трения из-за Тибета. Британская пресса отмечала, что далай-лама позднее упрекал себя за поддержку «Аум Синрике».