Личное дело
В марте 1862 года в предместье Киева в семье резчика по дереву и владельца иконописной мастерской Корнелия Даниловича родился будущий художник. С 12 лет отец приобщал мальчика к своему ремеслу. Они ездили с сыном по сельским церквям, которые расписывал отец. А Николай растирал краски и грунтовал доски. Вскоре подросток и сам начал рисовать пейзажные и портретные зарисовки. Наметанный глаз отца увидел в сыне художественный дар, поэтому при первой же возможности он отдал юное дарование в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.
Там его и приметил Николай Иванович Мурашко - директор Киевской рисовальной школы. Это с его легкой руки примут Николая Пимоненко в это учебное заведение, при том на бесплатной основе. А позже работы, посланные молодым художником в Санкт-Петербургскую академию на конкурс, высоко оценит приемная комиссия.
Отец же, провожая сына, в напутствие скажет:"Видишь, как Бог тебе помогает — и талант дал, и самых нужных людей послал, чтобы таланту дать ход. Теперь, значит, жди испытаний". Так оно и вышло. Через два года в 1984 году заболевает Николай тяжелой формой туберкулеза, и болезнь заставляет его вернуться домой, где был более благоприятный климат.
В 1891-м за картины "Свадьба в Киевской губернии» и "«Утро Христова Воскресения» получил звание почетного вольного художника Академии искусств.
В Киеве Пимоненко преподавал в рисовальной школе, участвовал в организации художественного училища. Женившись, в браке прижил троих детей.
Николай Пимоненко принимал участие в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене, был почетным членом нескольких зарубежных обществ и академий. В 1909 году за картину "Гопак" его наградили золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Это одно из полотен, ярко изображающее будни и праздники украинских селян до революции, имело большой успех у французских зрителей и было приобретено музеем Лувра.
Работал художник и над иллюстрациями к поэмам Тараса Шевченко, оформлял оперу Николая Лысенко "Наталка Полтавка".
На рубеже 19-20 века при содействии Ильи Репина стал членом Общества художников-передвижников и был назначен преподавателем графики в Киевском политехническом институте. Достиг в 1904 году звания академика и чина статского советника, что в армии соответствовало генеральскому званию.
Весной 1912 года в 50-летнем возрасте Николая Пимоненко не стало. Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.
В 1913 году через год после смерти была организована выставка в Академии искусств Санкт-Петербурга, где было представлено 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом Николая Пимоненко. Всего же им создано более 700 живописных и графических композиций.
История о том, как картина художника стала предметом судебного дела
Популярность творчества художника была велика в дореволюционной России. Огромными тиражами расходились открытки с репродукциями полотен, отражающими самобытную жизнь украинского села.
Особым вниманием пользовались незамысловатые, сентиментальные и шуточные сценки из жизни простого народа. Именно одна из таких работ получила скандальную славу и чуть не стоила художнику членства в Товариществе передвижников.
Это была картина "До дома", вернее ее репродукция, волею случая и без ведома художника, попавшая на этикетки водочной продукции торговой марки "Шустов и сыновья".
А дело было так. Злополучная открытка как-то попала в поле зрения московского водочного фабриканта Николая Шустова, который как раз был озадачен дизайном этикетки для бутылок новой водки "Спотыкач". Занимательная сценка, где горький пьяница еле идет до своего дома, а там уже поджидает жена с палкой и пес, сидящий на завалинке, натолкнула Шустова на решение проблемы. И он, не задумываясь, использовал этот сюжет для новой этикетки.
А Николай Пимоненко вскоре получит нелицеприятное письмо из Москвы от коллег-художников из Общества передвижников: "Мы считали тебя честным человеком и нашим товарищем, которым гордились, избрали тебя членом нашего общества за известность в художественном мире, стал академиком, но, оказывается, тебе этого мало! — писали "передвижники". — Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины "До дома" Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв "Спотыкачъ" дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной..."
И нужно заметить, что Николай Шустов уже по тем временам был известным российским предпринимателем, владельцем крупнейшей компании по производству алкогольной продукции в царской России конца XIX века, а еще был известен оригинальной и весьма агрессивной рекламной кампанией, которая позволила ему быстро выделиться из общей массы таких же предпринимателей.
Получив обвинительное письмо, Николай Пимоненко незамедлительно отправился из Киева в Москву. При встрече предприимчивый Шустов клялся: никакой картины "Домой" он в глаза не видывал, о художнике Пимоненко никогда не слыхивал, так как на выставки отроду не ходил. Ему всего-то навсего просто понравилась открытка: а таких по всем книжным лавкам полно. Ну а коль объявился сам автор, то он готов заплатить сколько надо. Однако Пимоненко денег не взял, а подал на фабриканта жалобу в суд, который и вынес вердикт — Шустов должен покрыть расходы по делу, уничтожить этикетку и изъять из продажи в магазинах все бутылки "Спотыкача".
Художественное наследие самобытного украинского художника
Лучшие работы мастера отражают прекрасное знание жизни своего народа, неподдельную любовь к своим героям и при этом несомненное живописное мастерство.
Последние десятилетия картины Николая Пимоненко начали появляться на мировых аукционных торгах. Так в 2006 году был поставлен «личный рекорд продаж художника Пимоненко». Полотно «Продавщица холста» (1901) было продано на арт-торгах за 160 тысяч долларов США.