"Выросли в трудах - как скифы, закаленные разными испытаниями - как гунны, прирожденные воины - как готы, загоревшие на солнце - как индейцы и жестокие - как сарматы. Львы в преследовании врага, похожие на турков в коварстве. Они христиане по своей вере...", — так характеризовал запорожцев французский историк Н. де Бартенон в 1608 году.
Почти каждое свое сухопутное сражение запорожцы начинали с "нецензурного приглашения подраться насмерть". Это был герц (в украинском - "герць") — проявления своего мужества и проба сил противника перед грядущим боем в поединке.
Герц — это нечто вроде психической атаки, а говоря современным языком, что-то вроде "коктейля из разведки боем и игры со смертью". Похожую тактику запорожские казаки позаимствовали у татарских воинов, хотя те себя под пули никогда не подставляли и дразнили противника на расстоянии, не рискуя жизнью. А лихие запорожцы, проявляя удивительную смелость и отвагу, переходили все грани безопасности и зачастую гибли. Это была самая нахальная смерть в истории военных сражений.
А происходило это зачастую так. Самые бесстрашные казаки, сгруппировавшись, подъезжали к строю противника на расстояние выстрела и начинали свой смертельный танец. Они мастерски гарцевали на лошадях, "джигитовали", смеялись, выкрикивали оскорбительные ругательства, вызывая таким образом смельчаков из стана врага на поединок. Казаки, пританцовывая под пулями и летящими ядрами, кружили в 100-150 шагах от противника, что было достаточно для того, чтобы те расслышали нецензурную брань, но многовато для прицельного выстрела из мушкетов.
Герц, как правило, безотказно действовал на психику, и часто взбешённые воины вражеской стороны срывались и начинали палить из мушкетов куда попало. А конники, ломая строй и пытаясь настичь казаков, тут же нарывались на стройный огонь казацких мушкетов. А ежели командующий вражеской стороны все же удерживал своих воинов, то цель герца всё равно была достигнута - он сеял панику в рядах противника, им теперь казаки казались полубогами — или полудемонами.
Демонстрируя потрясающую отвагу и боевой дух, казаки крутились под градом пуль и ядер, создавая иллюзию своей неуязвимости. Наглость в запорожцах сочеталась с необычайным военным мастерством, поэтому соперники, принявшие их вызов, нередко гибли в поединке. Хотя и сами казаки после герца не все возвращались в свой стан. Но как бы там ни было, в те годы первая пролитая кровь перед сражением много значила для боевого духа.
Несмотря на потери герц запорожцев никогда не прекращался, они осознанно шли из боя в бой на кровавый смертельный танец, закаляя свою волю, отвагу и мужество. К слову, у герца была еще одна роль - разведка. Благодаря ему гарцующие казаки наметанным глазом выявляли засады противника и особенности местности на вражеской территории.
Запорожский казак черту не брат
Большинство, кто сталкивался на поле брани с запорожцами, считали их практически непобедимыми - "их не брала пуля и не рубила сабля". Так, турецкий военачальник Гусейн-Дели в 1641 году, отступая после четырехмесячной осады Азова, в отчаянии рапортовал султану: "У нас чудовищные потери. Мы завоевали целые царства, а теперь несем позор от незначащей горсти запорожских казаков. Они не люди. Они шайтаны, принявшие человеческий облик. По словам янычар, они останавливают пули, ловят полами кафтанов ядра, растворяются в воздухе и неожиданно бьют из-за спины".
Не зря говорили: "Запорожский казак может обмануть самого черта". И в этом казаки использовали не только боевое оружие, но и тайные знания. Того, кто ими владел, называли "характерниками". И благодаря секретам этих чародеев, казаки смогли выстоять в войнах с поляками, татарами и турками.
Предвыборные поединки
К слову, поединки нередко применялись и в предвыборных компаниях. Ежегодно на Сечи проводились выборы новых лидеров - обозного, судьи, хорунжего, писаря, казначея и кошевого атамана. За этим процессом следили гетман и старшина, но окончательное решение принимала рядовая казацкая голытьба.
И так как бойцы всегда уважали храбрых и удачливых командиров, сотникам и полковникам частенько приходилось выезжать на поединок, рискуя головами ради авторитета и власти. И тот, кто проходил этот кровавый отбор, составлял цвет одной из лучших армий Восточной Европы.
Морские походы запорожцев
Среди запорожцев были... "и поляки, и московиты, и волохи, и евреи, и вообще люди всякого языка". Эта полиэтническая община, сформировавшаяся на "ничейных" пограничных землях за днепровскими порогами, не подчинялось никому на свете и постоянно пополняла свои ряды изгоями и беглецами. Она жила по своим собственным законам и обычаям, существовала за счет добычи, которую захватывали во время многочисленных сухопутных и морских походов.
Ни для кого не секрет, что запорожцы прославились не только сухопутными сражениями, а и морскими разбоями. Свои морские рейды на Черное море запорожцы осуществляли на так называемых "Чайках" - парусно-гребных судах, которые строились на Сечи. Романтическое название "Чайка" происходит от итальянского - saіcca, турецкого -sayca, болгарского - шайка, означающее - пиратский корабль.
"Чайки" напоминали своей конструкцией фрегаты, идущие на веслах и под парусами. Такие суда вмещали до пятидесяти человек. Дабы они могли выдержать жестокие бури в шторма, их обвязывали вокруг бортов снопами из камыша, который поддерживал их на воде.
Дерзкие и отважные, презирающие смерть, казаки не страшились брать штурмом даже крупные турецкие галеры. Поэтому на море в те времена ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находился в безопасности, если он сталкивался в тихую погоду с казацкими "Чайками".
В любой момент корабль могли неожиданно окружить множество "Чаек", взять на абордаж и штурмом захватить его. Казаки отбирали деньги, ценный товар, пушки, оружие, а само судно вместе с командой пускали на дно. Вволю набрав добра, возвращались запорожцы домой. И тут уж их на обратном пути поджидали засады и турок, и татар. Иной раз и половины запорожцев не возвращалось на Сечь .
Со средины 16 века морские походы казаков стали обычным явлением. Запорожец, который ни разу не побывал в морском набеге, вообще не считался настоящим казаком. Почти ежегодно совершали запорожцы походы на мусульманские портовые города. В начале 17 века запорожцами был предпринят дерзкий поход на Синоп, что в Малой Азии. Ущерб, причиненный городу, оценивался в 40 миллионов злотых. Когда султан Ахмед І узнал о падении Синопа, он так разгневался, что едва не казнил великого визиря.
Затем в 1616 году две тысячи сечевиков под предводительством Петра Сагайдачного в устье Днепра разгромили турецкую флотилию, захватив при этом десятки галер и около сотни лодок. А после отправились в Крым на невольничий рынок в Кафу (Феодосия) и освободили из неволи тысячи рабов. Через четыре года запорожцы на 150 чайках подошли к берегам Турции и атаковали Константинополь и Варну. А еще через пять лет казацкий флот под Очаковом разбил турецкую флотилию, захватив более 20 галер.
Такие вот подвиги славные и не очень совершали легендарные запорожцы, проявляя отвагу и мужество на полях сражений на суше и на море. На личном примере, а также на песнях и байках о герцах и морских походах, воспитывая новое поколение лихих казаков.
И что удивительно, запорожцы не боялись никого: ни татар, ни турок, ни черта лысого... окромя женщины, которая согласно преданиям забирает у казака всю силу, мужество и магическую защиту.
А сакральная фраза "потерял голову от любви" для сечевика иногда имела буквальный смысл, ибо казак, посмевший привести женщину на Сечь, рисковал на самом деле остаться без головы. Поэтому, вступая в ряды казацкого братства, запорожцы символично венчались с "единственной невестой и женой казака - свободой".
И лишь со временем казаки стали обзаводиться семьями.