«Прекрасен внешностью и фигурой»
Описания внешности и личных качеств Узбека сохранились самые что ни на есть лестные. И ничего удивительного в этом нет: вряд ли кто-то захотел бы обижать всевластного хана. Хотя, конечно, существует вероятность того, что правитель Золотой Орды и в самом деле был божественно красив, неприлично умен и чрезвычайно щедр. «Илкан Узбек-хан, которому посвящена эта биография, был смелым, щедрым, прекрасным по внешнему виду», — писал о хане один современник. «Был он прекрасен внешностью и фигурой», — вторил ему другой.
Биографы называли Узбека щедрым, но не склонным к расточительству. Одевался он добротно и просто, презирал мужчин, которые с головы до пят украшали себя парчой и золотом. «Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро», — писал об Узбеке историк аль-Айни.
Вопросы религии
Именно при Узбеке религией Золотой Орды стал ислам. Это было в первую очередь связано с тем, что захватом власти хан во многом оказался обязан мусульманам. Религиозную реформу ордынская аристократия приняла в штыки. По преданию, ее представители сказали Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?» С недовольными хан церемониться не стал: более ста чингизидов были казнены.
При этом во многих источниках отмечено, что Узбек по отношению к представителям других конфессий был человеком толерантным. Например, известно письмо хану от папы римского Бенедикта XII следующего содержания: «Снисходя благосклонно на наши просьбы и увещевания, с которыми мы поручили вашей милости христиан католиков, подлежащих римской церкви, живущих в вашей империи, вы усугубили относительно вашего величества щедрости и милости, предоставив им свободу починять и строить по-прежнему церкви и другие церковные строения и епископам и духовным католическим проповедовать слово Божье и совершать святые церковные таинства по обычаю и обряду Святой Римской Церкви, матери всех верных и учительницы».
Также известно, что православное духовенство на Руси во время правления Узбека не подвергалось гонениям со стороны Орды. Церковь получала ярлыки, согласно которым освобождалась от податей, повинностей и притеснений.
Дела семейные
В 1317 году Узбек породнился с русскими правителями — Кончака, сестра хана, стала женой московского князя Юрия Даниловича и приняла православие. Новоиспеченный супруг Кончаки в ту пору боролся за великое княжение с Михаилом Ярославичем, князем тверским. Поэтому брак оказался для Юрия Даниловича крайне удачным: теперь он мог рассчитывать на содействие со стороны Узбека.
Однако Кончака — в крещении Агафья — спустя некоторое время оказалась в плену у тверского князя, где скоропостижно скончалась. Неизвестно, что именно произошло с сестрой Узбека, но ее муж настаивал на том, что женщину отравили по приказу его политического противника. Михаила вызвали в Орду, где и казнили.
Кстати, вполне вероятно, что именно Узбеку или Кончаке великие князья обязаны такой регалией, как шапка Мономаха. Артефакт очень напоминает борик — головной убор родом из Средней Азии. В связи с этим многие историки предполагают, что знаменитая шапка была даром хана Узбека Юрию Даниловичу или Ивану Калите. Также есть версия, что изначально этот головной убор был женским, и привезла его Кончака.
Караван-сарай
Хан Узбек, по свидетельствам современников, заботился о быте торговцев. Это выражалось, к примеру, в том, что были «модернизированы» торговые пути, проходившие через территорию Золотой Орды: по приказу хана построили переправы на реках, а через каждые 30 километров — именно столько в среднем за день проходил караван — возвели караван-сараи, где люди и животные могли отдохнуть.