Общие определения
Деконструктивистская архитектура — часть постмодернистского авангардного искусства. Стала возможной благодаря использованию программного обеспечения для проектирования, разработанного в аэрокосмической промышленности. Она противостоит упорядоченной рациональности геометрии, отдавая предпочтение непрямолинейному дизайну, в результате чего искажается внешний вид конструкции и нарушается модернистский идеал «форму определяет функция».
Некоторые интеллектуалы считают, что деконструктивистская философия противостоит постмодернистскому искусству, хотя не совсем ясно, какие практические последствия это имеет. В конце концов, архитектор-деконструктивист должен подчиняться законам науки, нравится ему это или нет.
Самым известным представителем деконструктивизма считается Фрэнк Оуэн Гери, один из ведущих американских архитекторов эпохи постмодерна и лауреат Притцкеровской премии. В число его выдающихся единомышленников входят Заха Хадид, Даниэль Либескинд, Рем Колхас, Бернар Чуми и Питер Айзенман.
К самым известным зданиям в стиле деконструктивизма относятся «Танцующий дом» в Праге, Музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей поп-культуры в Сиэтле, спроектированные Фрэнком Гери; отель Porta Fira в Барселоне, спроектированный Тойо Ито; Публичная библиотека Сиэтла, разработанная Ремом Колхасом; киноцентр UFA-Palast в Дрездене, разработанный австрийским архитектурным бюро Coop Himmelb (l)au.
История
Деконструктивизм привлёк всеобщее внимание, когда на архитектурном конкурсе в Парке ла-Виллет в Париже в 1982 году были выставлены работы Жака Дерриды, Питера Эйзенмана и Бернара Чуми (который и победил в этом конкурсе). Шестью годами позже Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал показ «Деконструктивистская архитектура». На нём демонстрировались проекты Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда, Питера Эйзенмана, Захи Хадид, Рема Колхаса, Бернара Чуми и Coop Himmelb (l)au. В следующем году был открыт Центр искусств Векснера при университете Огайо — первое крупное общественное здание, спроектированное в стиле деконструктивизма Питером Эйзенманом.
Со времени возникновения деконструктивизма некоторые архитекторы, которые были связаны с ним, переключились на другие стили. Однако термин остался, и его философия мятежного дизайна проникла как в современную американскую архитектуру, так и в европейские проекты.
Некоторые эксперты видят его связь с конструктивизмом — движением, которое впервые появилось в России благодаря таким художникам, как Владимир Татлин, Любовь Попова и Эль Лисицкий, но другие специалисты отрицают такую связь. Третьи утверждают, что деконструктивистское движение частично основано на концепциях, выдвинутых философом-постструктуралистом Жаком Дерридой. Ещё один важный, если не определяющий труд для деконструктивистов — «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966) Роберта Вентури, американского архитектора и лауреата Притцкеровской премии.
Характеристики деконструктивизма
Деконструктивистская архитектура характеризуется наружными манипуляциями, фрагментацией и непрямолинейными формами, которые искажают и нарушают архитектурные условности, касающиеся структуры и оболочки. В ней намеренно сопоставляются элементы, которые кажутся противоречащими друг другу, чтобы бросить вызов традиционным идеям гармонии и даже стабильности. Короче говоря, деконструктивизм противостоит почти всем традиционным стилям проектирования зданий. Тем не менее, это на самом деле не более чем серия постмодернистских «импульсов», а не последовательное движение или стиль в дизайне.
Образцы деконструктивистской архитектуры
Вот краткие описания десяти наиболее значительных деконструктивистских зданий.
Музей дизайна Витра, Вайль-на-Рейне, Германия
Разработал Фрэнк Гери
Завершён в 1989 году
Музей представляет собой абстрактную конструкцию из кубических и волнообразных форм. Там хранится одна из самых больших коллекций мебели в мире, представляющая большинство периодов и стилей с XIX века до нынешней эпохи. Музей дизайна Витра — первое здание Фрэнка Гери, построенное в Европе. Американец сотрудничал с Гюнтером Пфайфером. Строение — один из нескольких архитектурных изысков в кампусе мебельной компании Vitra.
Киноцентр UFA-Palast, Дрезден, Германия
Разработала Coop Himmelb (l)au
Завершён в 1997−98 годах
Состоит из двух взаимосвязанных корпусов — киноцентра с восемью кинотеатрами, рассчитанными на более чем две тысячи зрителей, и Кристалла — стеклянного корпуса, функционирующего как фойе и общественное пространство. Кристалл, который разработчики из Coop Himmelb (l)au описали как «урбанистический коридор», используется как место проведения общественных мероприятий.
Публичная библиотека Сиэтла, Вашингтон
Разработали OMA / Рем Колхас
Завершена в 2004 году
Эта 11-этажная новаторская конструкция с ломаным фасадом из стекла и стали содержит внутри непрерывную 4-этажную систему стеллажей под названием «Книжная спираль». Она позволяет читателям просматривать всё собрание библиотеки, не поднимаясь по лестницам и не переходя в другие части здания. На момент открытия книжные шкафы «Спирали» содержали 780 тысяч книг, но были рассчитаны на 1 миллион 450 тысяч томов (без дополнительных полок).
Еврейский музей, Берлин, Германия
Разработал Даниэль Либескинд
Завершён в 2001 году
Этот пример искусства Шоа представляет собой уникальную зигзагообразную структуру, заключённую в тонкое цинковое покрытие, в котором прорезаны окна, снаружи напоминающие раны и шрамы. Через музей проходит огромная искусственная трещина, символизирующая утрату тысяч берлинцев во время Холокоста.
Штаб-квартира CCTV, Пекин, Китай
Разработала OMA
Завершена в 2008 году
В этом необычном образце деконструктивистской архитектуры размещается штаб-квартира Центрального китайского телевидения. Президент Китая назвал небоскрёб «странным»: это не обычная башня, а кольцо из шести вертикальных и горизонтальных блоков. Несмотря на критику, в 2013 году конструкция получила награду как лучшее высотное здание от Совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH). Компания OMA (Office for Metropolitan Architecture) была основана в 1975 году голландским архитектором Ремом Колхасом и греческим дизайнером Элиёй Зенгелисом совместно с Зоей Зенгелис и Маделон Вризендорп.
Парк ла-Виллет, Париж, Франция
Разработал Бернар Чуми
Завершён в 1984−87 годах
Оригинальный символ деконструктивистского дизайна, Парк ла-Виллет в Париже, характеризуется странной сетью ярко-красных структур, предназначенных не для отдыха, а для интерактивности и исследований. Вместе с тематическими садами, детскими игровыми площадками и другими объектами, посвящёнными науке и музыке, в нём насчитывается около 25 зданий, пешеходных дорожек, мостов и ландшафтных садов, которые были созданы в течение 15-ти лет.
Центр искусств Векснера, Огайо
Разработал Питер Эйзенман
Завершён в 1989 году
Это пятиэтажная конструкция под открытым небом с белыми искусственными подмостками, предназначенными для того, чтобы весь комплекс выглядел как «незавершённое строительство». В здании нет узнаваемой точки входа, а внутри, как говорят, некоторые посетители испытывают головокружение из-за «сталкивающихся плоскостей». В этом смысле Центр искусств Векснера остаётся одним из самых бескомпромиссных образцов деконструктивистской архитектуры, ставящим абстрактные теории превыше удобства и функциональности.
Центр современного искусства в Цинциннати, Огайо
Разработала Заха Хадид
Завершён в 2003 году
Центр Лоис и Ричарда Розенталей в Цинциннати — одна из лучших галерей современного искусства, представляющая гипермодернистскую живопись, скульптуру, архитектуру, фотографию, перформансы и новые медиа. Был спроектирован одним из пионеров деконструктивизма Захой Хадид — женщиной-архитектором, родившейся в Ираке и получившей британскую Притцкеровскую премию.
Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес
Разработал Фрэнк Гери
Завершён в 2003 году
Проект был запущен в 1987 году, но окончательные разработки для него были представлены только в 1991-м. Строительство началось в 1992 году, закончилось в 2003-м и обошлось инвесторам в 274 миллиона долларов США. Концертный зал, состоящий из серии изогнутых форм, вмещает 2265 человек и является домом для филармонического оркестра Лос-Анджелеса. Здание испытывало ряд технических проблем.
«Танцующий дом» (официально — Nationale-Nederlanden Building), Прага
Разработали Владо Милунич и Фрэнк Гери
Завершён в 1996 году
Это необычное здание рядом с рекой Влтавой, получившее название «Танцующий дом» или «Джинджер и Фред», было удостоено награды «Дизайн года» от журнала «Тайм». Оно не слишком гармонирует с готическими, барочными и модернистскими домами, которыми знаменита Прага. Однако спустя несколько лет конструкция вошла в число одних из самых интересных зданий в городе. Проект интерьера разработала чешско-британский архитектор Эва Иржична.