Императрица Екатерина II – основательница Императорского Эрмитажа
805
просмотров
Меценатство, покровительство культуре, науке и искусству работало в XVIII веке на образ просвещённого монарха.

Екатерина II меценатом стала осознанно, а коллекционером — случайно

Во время Семилетней войны с русской администрацией работал немецкий купец-поставщик Иоганн Эрнст Гонцовский. Это был совершенно коммерческий человек, и одним из его занятий была покупка картин для короля Фридриха II. Внезапно он разорился, и, чтобы выплатить долг прусской казне, он захотел продать уже собранные полотна. Картины внимательно посмотрели специалисты в Берлине, оценили, нашли их подходящими и соответствующими по цене, и поскольку с этого купца взять больше было нечего, то так приобрела Екатерина свою первую коллекцию.

Малый Эрмитаж, здание, где начинался музей.

Картины приехали в Петербург, где для них, естественно, никакого места не было предусмотрено. И тут как раз возникла идея камерного, закрытого, интимного пространства, которое получило название «Эрмитаж». И в галерее, окружавшую маленький садик развесили первую коллекцию императрицы. И так, совершенно случайно, началось собрание «Эрмитажа».

«Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия», Д. Левицкий Д. Г., 1783, Русский музей.

А дальше была целая полоса удачных покупок. Екатерина II была тем человеком, который мог заплатить много и сразу. Она почти не торговалась, но старалась проверять качество картин, хотя и ошибки случались, а их было очень мало. Покупались целые удачные коллекции, каждая из которых была маленьким музеем, включавшим не только живопись, но и графические собрания, иногда и скульптуру. И так постепенно Эрмитаж заполнялся.

Покровительство науке и культуре. Зачем это было нужно Екатерине?

Естественно, ни о каких вложениях капитала здесь речи идти не могло, императрица в этом не нуждалась, но с одной стороны коллекционирование было модным в Европе, а с другой — это работало на образ культурной просвещённой монархини.

«Апофеоз царствования Екатерины II». Худ. Г. Гульельми. 1767.

Страна была практически рабовладельческая, а ее государыня — просвещенная, с философами переписывалась, учредила Академию художеств, приглашала в Россию знаменитых ученых, устраивала грандиозные исследовательские экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, и вместе с тем покупает великолепные собрания и пестует молодежь и народ лучшими образцами европейской культуры.

Покупка века

Екатерина собирала то, что тогда было принято коллекционировать — преимущественно искусство Барокко, и отчасти Ренессанса. Она покупала готовые коллекции, но некоторые вещи приобретала и отдельно.

«Возвращение блудного сына», Рембранд ван Рейн, ок. 1666—1669, Государственный Эрмитаж.

Самая ее гениальная покупка — «Блудный сын» был такой чрезвычайно удачной одиночной покупкой, сделанной специально с хорошим расчетом.

У нее были консультанты, как в России, так и за границей, были свои миссионеры, которые находили интересные коллекции и предметы и во Франции, и в Германии, и в Италии, и даже в Англии.

Екатерина II всем искусствам предпочитала архитектуру

В архитектуре императрица разбиралась почти профессионально и выбор архитекторов, которые для нее строили соответствовал максимально передовым вкусам того времени. Это были самые лучшие архитекторы и самые богатые заказы, самое развернутое строительство. От достаточно причудливого насыщенного деталями зодчества Антонио Ринальди, она переходит к великолепной строгости Джакомо Кваренги.

Мраморный дворец. Петербург. 1768−1785 гг., арх. А. Ринальди.

Здесь, в Эрмитаже, было великолепное собрание памятников Античности. Для Екатерины делались модели самых знаменитых античных сооружений того времени, и для этого была создана отдельная галерея. И те знаменитые заказы, которые она делала, представлялись не только на бумаге, но и воплощались в моделях. Императрица сама работала с архитекторами, не поручала это кому-то, потому что это было ей самой интересно. Она корректировала то, что происходило, и делала это очень профессионально. Она окружала свои дворцы садами, павильонами и мостиками и делала это чрезвычайно удачно.

Изобразительным искусством она занималась меньше. Конечно, у Екатерины был собственный вкус, но она его не декларировала, хотя иногда в ее письмах есть очень развернутые и точные суждения о живописи, которую она хорошо понимала. У нее были советники, которые могли прокомментировать ее покупки и которые знали европейские коллекции. Сама императрица не видела ни одной коллекции из тех, что тогда существовали в Европе. Покупка коллекций тянулась довольно долго, для их оценки посылались сведущие люди, они делали независимую экспертизу коллекции, и только потом принималось решение о покупке, которое тщательно готовилось.

Развитие русской живописи

Русской школой изобразительного искусства занималась Академия художеств. Ее тоже пестовала Екатерина. В Академии художеств было свое музейное собрание, и оно тоже было создано императрицей. Некоторые вещи сразу отправлялись туда, как великолепные образцы, на которых ученики должны были учиться. Ученики могли копировать картины и в Эрмитаже, который тоже стал своеобразным специальным музеем для Академии художеств.

Екатерина II и ее последователи

Если государь что-то делает, его окружение ему подражает. Екатерина II не только поощряла собирательство предметов искусства, но и охотно дарила коллекции, и даже награждала ими. Полководец, который отличился в военной компании, мог получить в дар не только поместье и титул, но часто и сформированную коллекцию картин, которая шла из того же источника — из Эрмитажа. Иногда в этих собраниях могло было быть несколько сотен полотен.

Г. А. Потемкин-Таврический. Иоганн Баптист Лампи Старший.

Так Екатерина II наградила коллекциями фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского и князя Григория Потемкина. Они сами тоже коллекционировали. Особенно Потемкин, который стремился быть очень похожим на императрицу. Правда, его коллекция была не на виду. Князь вел кочевой образ жизни и перемещался так стремительно, что у него не было места, которое можно было назвать домом. Больше он бывал на юге, на колонизированных землях. Тем не менее он сумел в Петербурге в Таврическом дворце собрать большую коллекцию, которую Екатерина целиком купила после его смерти, и она снова вернулась в Эрмитаж.

Многие из вельмож, таких как Шереметевы, Юсуповы, Строгановы, собирали свой маленький эрмитаж. А Императорский Эрмитаж стал не только галереей живописи, это и этнографическим собранием, и прикладным собранием, и античным собранием, и собранием камей, которое императрица особенно выделяла. Каждый из сановников хотел сделать свое подобие Эрмитажа.

Продолжательница дела Петра Великого

Не случайно в России только Петр I и Екатерина II получили звание великих. Екатерина II выделяла огромные деньги на развитие культуры, науки и искусства в России. Академия художеств существовала за счет императорской казны и непосредственно патронировалась государством, как и театры, и Академия наук, которая тоже лично патронировалась государыней.

Такой образ государства был сформулирован Петром I, и Екатерина II — прямая наследница его реформ, развившая его мысли и идеи.

Интерес великих императоров к собирательству предметов искусства и поощрению науки возник не на пустом месте.

Великая преемственность

Петр I основал в России первый музей, Кунсткамеру, первый, но не единственный. В Кунсткамере хранилось все на свете, от чучела крокодила до картин. До наших дней сохранились и другие петровские собрания, например великолепная коллекция живописи во дворце Монплезир в Петергофе.

Коллекционеры-предшественники были в России и у Петра, но это не носило осмысленного и целенаправленного характера. В основном собирались забавные или дидактические картинки, в основном гравюры, которые привозились из Европы. В XVII веке не было принято даже во дворцах украшать стены картинами.

В качестве одного из меценатов-предшественников Екатерины II можно назвать Ивана Шувалова, фаворита Елизаветы, основателя Академии художеств и Московского университета. Это один из выдающихся знатоков искусства. После смерти Елизаветы он надолго уехал из России.

Одним из экспертов, которые работали с Екатериной, был сын петровского фельдмаршала Миниха, который составил первый сводный каталог картинной галереи Эрмитажа, гигантский труд, который сейчас мы публикуем. Уже вышел первый том, а выйдут все тома с комментариями, которые посвящены этой выдающейся коллекции. Это грандиозный труд графа Эрнеста Иоганна фон Миниха, знатока и тонкого ценителя искусств.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится