Как правил Василий Ярославич, князь Костромской и великий князь Владимирский
533
просмотров
Василий Ярославич (1236/1241—1276) — князь костромской, великий князь владимирский (1272—1276). Младший сын Ярослава Всеволодовича, великого князя киевского и владимирского.
Великий Князь Василий Ярославич. В 1274 г. им созван собор епископов для восстановления церковных уставов. В. П. Верещагин — Альбом. История Государства Российского в изображениях державных его правителей

В 1247 г. Василий получил в удел Кострому. При жизни брата Ярослава Ярославича Василий отвратил от Новгорода великую беду – нашествие татар, убедив хана, что вопреки наущениям тысяцкого Ратибора новгородцы ничего против него не злоумышляют. Оказав Новгороду эту услугу, он надеялся быть выбранным в князья этого вольного города, но у него появился противник в лице Дмитрия Александровича. Василий с помощью татар и племянника Святослава Ярославича все же добился избрания, а Дмитрий удалился в свое Переяславское княжество. Когда Ярослав умер по пути из Орды, Василий стал великим князем. Однако новгородцы вновь призвали Дмитрия, и тот на этот раз согласился на их предложение. Тогда Василий выступил против новгородцев и вынудил их признать его князем.

Чориков Б.А. Ярослав Ярославич в Новгороде.

В 1268 году Василий женился, венчал его в церкви Феодора в Костроме епископ Ростовский Игнатий.

Зимой 1274/1275 годов хан Менгу-Тимур провёл большой поход против Литвы. По пути туда были разорены смоленские земли, обратно — курские. В княжение Василия была проведена вторая (в Смоленске первая) перепись населения Руси для уплаты дани. Также в правление князя в 1274 году был созван собор русских епископов на котором митрополит Кирилл обличил язычников и нерадивых священников.

В 1275 году великий князь отправился в Орду, дань и подарки хану повез. Но хану дань показалась недостаточной. Он сказал: «Ясак мал есть, а людей много на Руси. Почему не от всех даешь?» Словом, чтобы уточнить (то есть, увеличить) размер дани из Орды были отправлены на Русь новые переписчики или численники, как их называли наши предки.

Этому грабежу сопутствовали небесные явления: третьего мая все видели огромное сердце, охваченное кольцами, одно другого больше. На кольцах – многочисленные разноцветные кресты: синие, зеленые, желтые, багряные, красные. Странная такая, пугающая «радуга». А потом громыхали громы сильные, зловещие – молнией убило во Владимире дьякона, когда тот, отслужив обедню, на выходе Богородицы из храма читал людям ектенью (моление, которое читает дьякон или священник, на которое отвечает: «Господи помилуй и подай Господи»). Многие это видели и испугались, не зная, как истолковать страшное знамение. Следом – лунное затмение, когда Луна, по словам летописи «погибла вся с остатка и едва снова явилась». Страшный пожар уничтожил весь город Тверь, одна церковь только устояла.

Русский пеший воин. Начало XIII века.

В 1275 году умер духовный пастырь Руси, епископ владимирский и суздальский Серапион, а в следующем, вернувшийся из Орды, умер в Костроме великий князь Василий. Казалось бы, великий князь не был столь славен делами, как его старшие братья, но едва не все русские князья, словно предчувствуя окончание мирной жизни, прибыли в Кострому.

Были здесь Борис Василькович ростовский, и его брат Глеб Василькович князь белозерский, и сын Невского, Дмитрий, слишком мало пробывший князем Новгорода, и Федор Ростиславич ярославский. И другие. Со множеством бояр. И великое множество простых людей, напуганных знамениями, а теперь еще и лившихся великого князя. Епископ ростовский Игнатий ростовский со священным собором пели над ним надгробные песни, положили его в церковь святого Феодора на Костроме.

И осталась о «мизинном сыне» добрая память на века.В летописи о нем говорится: « Был же сей добродетелен весьма, любил Господа Бога от всего сердца своего и ко всем без лукавства любовь и милость имел; и ко святым церквам весьма прилежен был, чтил же по премного епископов как пастырей и весь священнический чин и иноческий любил весьма и чтил; был же незлобив и прощателен к согрешающим к нему».

Ну, а высшая власть в 1276 году перешла к переяславскому князю Дмитрию Александровичу. Русью он правил с перерывом, сначала с 1276 по 1281 год, а затем с 1283-го и почти до самой смерти, до 1293-его. Вот и начнем рассказ с первого периода его правления.

В год смерти Василия новгородцы отправили послов к Дмитрию, а затем с честью встретили его на берегах Волхова. Первым же его делом было освобождение заключенного в темницу еще Василием тысяцкого.
Неизбежно он должен был съездить в Орду за ярлыком на великое княжение, но когда и как это произошло неизвестно.

Василий умер в Костроме в январе 1276 года, прокняжив всего четыре года. Тело его погребено там же, в церкви Феодора Стратилата, придельной к Успенскому собору. Великое княжение перешло к Дмитрию.

Мать: Ростислава Мстиславна Смоленская., Жена: дочь Вида, князя Литовского

Лицевой летописный свод (том 6 стр. 302): В лето 6774 Женися князь велики Василей Меньшой Ярославичь Костромской, внукъ Всеволожь, правнукъ Юрья Долгорукаго, и венчанъ бысть во церкви святаго Феодора Игнатиемъ епископомъ Ростовским на Костроме

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится