О самом путешественнике известно мало. Он родился 15 сентября 1254 года в Венеции в семье богатого торговца пряностями и ювелирными изделиями Никколо Поло.
В это время богатые венецианские купцы свободно торговали на берегах Средиземного и Черного моря и задумывались о распространении влияния на восток, откуда персы привозили шелка и драгоценности. Восток сулил богатство, а значит процветание и власть.
Человек из Венеции
Первыми навстречу солнцу в 1260 году отправились сам Никколо Поло и его брат Маттео. Через Крым они проехали в столицу Золотой Орды Сарай-Бату, затем в Бухару, где примкнули к персидскому каравану, шедшему к монгольскому хану Хубилаю, основателю государства Юань, в состав которого входил Китай.
Братья достигли Пекина через три года. Очевидно, лесть, посулы и богатые подарки венецианцев понравились хану, и он пожаловал им золотую пайцзу, дававшую право проезда по территории Золотой Орды. Отпуская европейцев, хан взял с них слово, что они привезут ему целебного масла от Гроба Господня в Иерусалиме, и если масло поможет, обещал способствовать распространению в Китае католицизма.
Вернувшись в Венецию, Никколо узнал, что жена умерла, и в 1271 году он поехал в Иерусалим, взяв с собой 17-летнего сына. В Иерусалиме купцы раздобыли заветное масло и проследовали дальше — в Китай.
Только в 1275 году отец и сын достигли резиденции Хубилая в городе Шанду. Видимо, масло помогло хану-язычнику, и поэтому он оставил венецианцев при дворе, приблизив к себе молодого Марко. По свидетельству самого Марко Поло, хан часто посылал его с поручениями по всей стране и даже заставил три года возглавлять провинцию Янчжоу.
Только в 1291 году у отца и сына появилась возможность вернуться домой. Хубилай сосватал монгольскую принцессу за хана Аргуна, управлявшего ильханатом Халагуидов, простиравшимся от Византии до Кабула, и понадобилось доставить невесту морским путем, к чему и привлекли заезжих гостей.
В дороге купцы узнали, что Хубилай скончался, и воспользовались этим обстоятельством, чтобы поспешить домой, подальше от чересчур гостеприимного тирана.
Когда в 1295 году Марко вернулся в Венецию, ему был сорок один год. В дальнейшем он принимал участие в войне Венеции с Генуей, попал в плен во время морской битвы при Курцоле и провел три года в заточении. В тюремной камере он и надиктовал книгу своему сокамернику — пизанцу Рустикелло, который записал воспоминания Поло на старофранцузском языке в виде рассказов, а позже оформил их в книгу.
После освобождения Марко Поло женился на девице из знатного рода, обзавелся детьми и умер богачом в возрасте семидесяти лет, не оставив после себя никаких доказательств путешествия в Китай. Все вещи, которые он привез из Поднебесной, предположительно сгорели во время пожара в 1296 году.
Гениальный лжец?
Ничем особо не обоснованное, но все же резонное мнение, что Марко Поло никуда не ездил, а написал книгу, собрав информацию из уст персидских торговцев, выдвигали еще современники венецианца. Вещественных доказательств Поло не оставил, а те из купцов, кто пытался найти дорогу в Китай, пройдя по пути купца, теряли его след сразу после Черноморского побережья. Неудивительно, что у людей появлялись сомнения.
Современные ученые пошли еще дальше. Историки из неапольского университета, во главе с профессором Даниэле Петрелла, пришли к выводу, что Поло никогда не был на территории государства Юань, а написал «записки» чуть ли не на побережье Крыма. Предположение они основывают на том, что в подробнейших китайских хрониках присутствие отца и сына Поло никак не зафиксировано.
Им вторит историк из Великобритании Фрэнсис Вуд, которая тоже считает Поло мистификатором. Ее аргументы перекликаются с аргументами итальянцев. Мол, повествование в книге непоследовательно, есть исторические неточности, например, тайфун, разметавший монгольские корабли во время попытки Хубилая захватить Японию, Поло относит к 1274 году, а на самом деле он случился в 1281 году. В книге неточно описываются сами корабли — у них было не пять мачт, а три и одна дополнительная. Неверно записаны географические названия и имена. Например, хана Хубилая Поло называет Кублаем, а город Ханчжоу — Квинзаем.
Встречаются в книге и совсем уж неправдоподобные места, например, упоминаются люди, у которых «немохнатые хвосты длиною в пядь» и которые «живут в горах, а не в городах. Хвост у них толстый, как собачий». Упоминает путешественник и о людях «с песьими головами». «По истинной правде, у всех здешних жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи; у всех них головы совсем как у большой собаки».
Кроме этого, путешественник не уделяет в повествовании места таким культурным ценностям Китая, как чай, китайский фарфор, иероглифы, обычай подвязывать ноги китаянкам, и даже ничего не пишет о Великой китайской стене!
Так неужели перед нами — обманщик?
Вопросы и ответы
Однако все доказательства, которые приводят ученые, не менее спорны, чем сама «Книга о разнообразии мира». Что касается непоследовательности событий, изложенных в книге, скорее всего Марко Поло коротал время в воспоминаниях о Китае, занимая своего сокамерника Рустикелло рассказами. А названия и имена Рустикелло записывал так, как слышал — отсюда и разночтения.
Известной нам ныне Великой китайской стены в конце XIII века просто не существовало, были лишь земляные и глинобитные укрепления, которые вряд ли могли привлечь внимание европейца.
Что же касается неточностей в описании попыток Хубилая захватить Японию, то при первой попытке Поло не присутствовал, так как достиг государства Юань год спустя, а во-вторых, это можно отнести к невнимательности Рустикелло, который и не предполагал, что спустя века его творение будут пристрастно анализировать.
«Людей с хвостами» тоже легко списать на воображение Рустикелло, который вполне мог слегка приукрасить скучные путевые заметки своего сокамерника. Впрочем, Поло действительно мог встретить группу людей с подобными рудиментами. Разве в закрытых людских сообществах не начинают проявляться скрытые ранее рецессивные мутации? Ведь путешественник честно говорит, что хвостатые люди живут «в горах», а значит, замкнуто.
Услышав о людях с собачьими головами, европейцы воображали полуволков, но если представить себе людей с лицами, похожими на мордочки пекинесов или хинов, то все встанет на свои места. Возможно, Марко встретил людей с плоскими лицами, круглыми головами, с глазами навыкате, с короткими носами и мелкими зубами. В Китае и сегодня насчитывается 299 различных языков, а следовательно, народностей. Могли люди одного из малых племен выглядеть уж совсем необычно на взгляд венецианца? Да запросто.
Дьявол в деталях
Поло с необыкновенной точностью говорит о взаимном расположении городов, о расстоянии между ними и об ориентации местности по сторонам света. Кроме того, Поло упоминал о бумажных деньгах, которые изготавливали из тутовой коры и которые имели хождение вдоль реки Янцзы; о наименованиях разных купюр, сообщил о монополии государства на драгоценные камни, золото, серебро и жемчуг, поведал Европе о трехпроцентном налоге на старые купюры. Оставил уникальное описание производства соли.
Анализируя «Книгу…», стоит помнить, что Марко Поло не ставил перед собой цели написать научный трактат. Он был торговцем и писал (а точнее, рассказывал) о том, что было интересно ему самому.
Когда монгольское владычество рухнуло, китайцы предпочли забыть о завоевателях. Да, собственно, европейцы их вообще не интересовали. Для жителей Поднебесной, изобретших бумагу, компас и порох, венецианцы были варварами, на которых не стоило тратить дорогую бумагу.
Впрочем, вопрос об истинности истории путешествия Марко Поло по-прежнему остается открытым.