Николай и Елена Рерих: мистическое учение
833
просмотров
Идея Живой этики Николая и Елены Рерихов, родившаяся на заре 20 века из смешения религий и культур, продолжает приковывать к себе внимание и в 21 веке.

Россия на рубеже 19−20 столетий была охвачена спиритической манией. Ей удалось стать не просто развлечением для завсегдатаев салонов крупнейших городов страны, но превратиться в один из кирпичиков в основании Серебряного века. Благодаря спиритической мании и родилось учение Живой этики (Агни-йоги). Вместе с ним возникло сообщество почитателей — рериховское движение.

«Живая этика»

Николай Константинович Рерих — художник, философ и археолог — с юности был поглощён мистическими идеями. Своё отражение в «Живой этике» найдут и другие его интересы, например, любовь к русской древности и восточным мотивам. Елена Ивановна Рерих — философ, автор дневников, ставших основой для учения. Глубокая заинтересованность супругов в теософии и традиционных восточных текстах, таких как Бхагават-гита и Ламрим Ченмо, была решающей для создания собственной концепции.

Портрет Е. И. Рерих, выполненный В. Серовым, 1909.

В семье Рерихов воспитывались два сына: Юрий и Святослав. Оба связали свои жизни с культурой востока и продолжали дело родителей. Юрий Рерих пошёл по научному пути и стал известным во всём мире востоковедом, специалистом по культуре и языку Тибета. Святослав Рерих посвятил себя искусству, много работал в Индии и активно поддерживал концепцию защиты культурного наследия.

Агни-йога. Суть учения

Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.

Агни Йога. Диптих. Левая часть, 1928.
Агни Йога. Диптих. Правая часть, 1928.

В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия.

Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей.

Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.

Рериховское движение

В зарубежных странах рериховское движение начало развиваться ещё в 20-х годах XX века. Пионерами были США, Латвия, Франция и Маньчжурия. Далее последовало усиление движения в этих и многих других странах мира, включая постсоветское пространство. Общества, посвящённые Рерихам и их учению, продолжают существовать до сих пор.

В СССР рериховское движение не приветствовалось. Виной тому была антирелигиозная политика государства, под которую попали не только религии, но и разные околорелигиозные сообщества. Поэтому впервые «Живая этика» появилась в России только в 1957 году. Тогда в страну вернулся старший сын семьи Рерих, Юрий. Он обосновался в Новосибирске, активно выступал и там же в 1960 году организовал первую в Советском Союзе выставку, посвящённую Николаю Рериху. Конечно, не обошлось без осуждения движения в прессе, но крупных гонений не было.

По-настоящему популярной Агни-йога стала в период с конца 1980-х до начала 2000-х годов. Тогда, сначала благодаря деятельности Святослава Рериха, а после из-за заинтересованности в рериховских организациях представителей российской науки и культуры, течение распространилось и среди населения.

Грани агни-йоги. Последователи

Подсчитать количество человек, считающих себя последователями учения Агни-йоги, невозможно. Учение позволяет им не указывать собственную идентичность. Определённые выводы можно сделать по сообществам социальных сетей. Так, к примеру, в крупнейшей группе по теме Живой этике «ВКонтакте» состоит чуть более двадцати тысяч человек. О числе последователей также можно судить по распространённости организаций, связанных с учением и творчеством Рерихов, по всему миру. Крупные центры располагаются в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве и в других городах.

Музей Николая Рериха в Нью Йорке.

Организации, придерживающиеся учения Рерихов, отличаются в интерпретации текстов. Поэтому существует множество групп, основой для которых послужило учение Агни-йоги, однако в целом они имеют не слишком много общего между собой.

Международный центр Рерихов.

В настоящий момент рериховское движение можно условно разделить на два направления: культурно-просветительское и оккультное. Преобладающим можно назвать первое из них. В его рамках участники занимаются издательской деятельностью, проводят вечера, лекции, выставки и семинары, изучают наследие Николая Рериха. На оккультное направление обращается гораздо меньше внимания. Оно содержит в себе огромное множество ответвлений. В них осталось не столь многое от изначальной идеи, прописанной в книгах Елены Рерих.

Разнообразен и состав участников движения. Они принадлежат к разным религиозным конфессиям, имеют разный достаток и социальный статус. Живая этика не имеет единого штаба или сайта, регулярных конференций или лекций. Объединяющим звеном для всех членов движения является чтение книг Елены Рерих и почтительное отношение к тем, кто стоял у истоков учения.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится