Дракон и Бармаглот
В произведении Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом» (1470) объединены два разных эпизода из историй о Георгии и драконе, словно они происходят одновременно.
Справа изображён момент, когда святой пронзает мифического зверя своим копьем. А слева художник поместил принцессу, связавшую дракона своим поясом. На этой перевязи она привела чудовище в город, словно на поводке.
У этой картины, выставленной в Национальной галерее в Лондоне, есть несомненные качества сборника сказок. Это привлекло внимание по крайней мере одного очень важного иллюстратора. Считается, что необычный двуногий дракон Уччелло вдохновил сэра Джона Тенниела на изображение Бармаглота из стихотворения в книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», вышедшей в 1871 году.
Суфражистка порезала «Венеру» Веласкеса
В этом году исполнилось ровно 100 лет с момента, когда женщины в США и Чехословакии получили избирательное право наравне с мужчинами. В связи с этим было бы упущением не упомянуть картину «Венера перед зеркалом», которая некогда возмутила суфражистку.
Картина Диего Веласкеса, также известная под названием «Венера Рокби», изображает обнажённую богиню любви, лежащую на спине и смотрящую на себя в зеркало. Но в 1914 году томный образ чувственности сильно пострадал. Ранним утром 4 марта британская суфражистка Мэри Ричардсон, вооружившись мясницким тесаком, несколькими точными взмахами распорола картину, которая висела в лондонской Национальной галерее.
За этот поступок Ричардсон получила прозвище «Убийца Мэри». Она заявила, что изрезала полотно в знак протеста против ареста коллеги-суфражистки Эммелин Панкхёрст. Но была ещё одна, вероятно, более важная причина: позже бунтарка призналась, что в значительной степени её спровоцировало то, «как посетители-мужчины „пожирали глазами“ фигуру богини день за днём».
Поступок Ричардсон привёл к тому, что многие художественных галереи и музеи Англии перестали пускать женщин. Британский музей был более либеральным, туда могли попасть женщины в сопровождении мужчин, которые несли ответственность за них. Даму без спутника допускали лишь при наличии рекомендательного письма от джентльмена, который ручался за её пристойное поведение. В местах, представляющих исторический интерес, действовало правило «никаких муфт, наручных сумок и тростей».
Ошибка Джона Сингера Сарджента
Сегодня «Мадам X (мадам Пьер Готро)» считается воплощением элегантного портретного стиля Джона Сингера Сарджента. Но когда-то художника оскандалили за пошлость и дурной вкус.
На портрет Вирджини Амели Авеньо Готро, американской жены французского банкира Пьера Готро, Сарджент возлагал большие надежды. Он полагал, что заказ от очаровательной светской львицы принесёт дополнительные баллы его репутации в художественных кругах. То, что произошло потом, было полной противоположностью ожидаемому.
Мадам Готро ценили за смелый стиль. А потому, с её разрешения, Сарджент изначально написал одну из украшенных драгоценными камнями бретелей её платья сползшей с плеча. Но когда картина была представлена в Парижском салоне 1884 года, она, к большому смятению художника, вызвала возмущение и насмешки у представителей высших слоев общества. Они посчитали героиню совершенно деклассированной.
Обескураженный Сарджент перекрасил бретель и скрывал работу более 30 лет. В конечном итоге он в 1916 году продал портрет Метрополитен-музею, но сделал со строгим условием — хранить в секрете личность натурщицы. Сама же мадам Готро, чья репутация также пострадала, скончалась за год до этой сделки.
«Виржини Готро была профессиональной прелестницей. Будучи женой парижского банкира, она имела бурную личную жизнь, слыла иконой стиля, львицей полусвета, „символом прекрасной эпохи“ и так далее. Штатная героиня светской хроники, она в равной степени провоцировала у публики вожделение и раздражение, нездоровое любопытство, восхищение и праведный гнев. Сарджент не без оснований полагал, что портрет столь заметной медийной персоны станет весомым пунктом в его портфолио. Была у него и другая причина: отнюдь не пуританин Сарджент сам был очарован мадам Готро… Парижская карьера Сарджента пошла прахом — оставшись не у дел, он был вынужден покинуть Францию…» — подробнее в публикации Мадам Х, Принцесса Греза и еще 8 скандальных картин, наделавших много шума
Сегодня картина Джеймса Эббота Макнейла Уистлера «Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета» (1875) не вызывает споров, ведь многие видели, как в ночном небе над лондонским парком взрываются и падают сверкающие фейерверки. Но когда уважаемый и очень влиятельный викторианский искусствовед Джон Рёскин увидел эту работу, он разразился водопадом критики.
Искусствовед заявил, что Уистлер «плеснул из горшка с краской в лицо публике». А особенно его разозлила запрошенная за картину цена — 200 гиней. Художник, в свою очередь, не стал спокойно терпеть критику и подал на Рёскина в суд за клевету. Процесс он в конце концов выиграл, но в этой битве сильно пострадали оба. Уистлер не получил ожидаемую компенсацию и вынужден был объявить себя банкротом из-за судебных издержек, а Рёскин потерял звание почётного профессора искусств Оксфордского университета, полученное в 1869 году.
За Гентский алтарь требовали выкуп
Шедевр братьев Губерта и Яна ван Эйков «Поклонение мистическому агнцу» (1432), более известный как Гентский алтарь, можно назвать произведением с девятью жизнями.
Полиптих из 12 панелей был создан для собора святого Бавона в Генте. Многие считают что это — первая крупная картина маслом в истории западного искусства. Алтарь пытались сжечь восставшие кальвинисты, его украл Наполеон, а ещё на протяжении веков он был излюбленным объектом у мошенников.
Очередная из многочисленных саг этой картины случилась в 1934 году. В ночь на 11 апреля неизвестные вынесли из храма две створки алтаря — «Праведных судей» и изображение Иоанна Крестителя. Параллельно случилась кража в магазине сыров, которую предпочёл расследовать комиссар полиции Гента.
Позже похитители вернули одну из панелей в знак доброй воли, а за второй фрагмент потребовали выкуп, который не был выплачен. Преступление до сих пор не раскрыто.
Ван Гог считал психиатра своим мистическим двойником
После лечения в приюте для душевнобольных, которое Винсент Ван Гог прошёл, когда отрезал себе часть уха, его направили к доктору Гаше для продолжения наблюдения. Их первая встреча не задалась, и обеспокоенный художник написал своему брату Тео, что чувствует себя ещё хуже и станет искать другого врача.
Но вскоре Ван Гог полюбил Гаше, в котором нашёл родственную душу (доктор также был арт-энтузиастом). Более того, художник заметил физическое сходство между собой и своим психиатром. Он снова написал брату и сестре: «Я нашёл настоящего друга в докторе Гаше, что-то вроде ещё одного брата, мы настолько похожи друг на друга — как физически, так и ментально».
Завершив первый из двух портретов доброго доктора, Ван Гог объяснил: «Я написал портрет месье Гаше с меланхолическим выражением лица, которое может показаться гримасой тем, кто его видит».