1. Племянник Артура Хьюза и «сын в искусстве» Уильяма Холмана Ханта
Эдвард Роберт Хьюз родился в 1851 году и был единственным ребёнком в семье выходцев из Уэльса. Его дядя — прерафаэлит «первой волны», живописец и иллюстратор Артур Хьюз (1831 — 1915) написал портрет племянника — босого, в ночной рубашке, — когда тому было два с половиной года. Несмотря на 16-летнюю разницу в возрасте, оба родственника были очень близки. Эдвард Роберт (или Тед, как его звали друзья и родные), жил с семьёй Артура в 1860-х. Именно по совету своего дяди он поступил в Школу искусств при Королевской Академии.
Ещё одним наставником художника был Уильям Холман Хант, в чьей мастерской Хьюз-младший работал ассистентом. Он помогал теряющему зрение Ханту писать ряд его поздних работ.
Среди них — «Волшебница Шалот» (иллюстрация выше) и полноразмерная картина «Свет мира», вывешенная в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне. В некрологе на смерть Хьюза, опубликованном в Notts Guardian, его назвали «сыном Ханта в искусстве».
Среди них — «Волшебница Шалот» (иллюстрация выше) и полноразмерная картина «Свет мира», вывешенная в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне. В некрологе на смерть Хьюза, опубликованном в Notts Guardian, его назвали «сыном Ханта в искусстве».
2. Убеждённый прерафаэлит
Как и другой прерафаэлит «второй волны», Эдвард Бёрн-Джонс, Хьюз тяготел к символизму. Однако большинство работ Теда, выполненных преимущественно акварелью и гуашью, демонстрируют внимательное наблюдение за природой и скрупулёзное изображение деталей, которые ассоциируются с движением прерафаэлитов.
Эта работа, выставленная в Лондоне незадолго до Первой мировой войны, — одно из самых известных и наиболее часто воспроизводимых изображений в британском искусстве. Удивительно, что при этом имени её автора уделяется ничтожное значение и оно мало кому известно.
Если бы существовал термин «убеждённый прерафаэлит», его вполне можно было бы применить к Хьюзу-младшему. Перед I Международной биеннале в Венеции в 1895 году он написал о себе в каталоге: «[Я] вырос среди ярых последователей прерафаэлитизма, чьи художественные идеалы разделяю, и мои симпатии принадлежат этой школе».
3. Несчастный жених
В течение четырёх лет художник был помолвлен с Мэри Макдональд — дочерью известного шотландского романиста и поэта Джорджа Макдональда. Но до свадьбы дело не дошло: в 1878 году девушка умерла от туберкулёза в возрасте 25 лет. Это заболевание преследовало семью Джорджа и Луизы Макдональд: из-за него ушли из жизни четверо из их одиннадцати детей.
Несмотря на смерть Мэри, Хьюз и Макдональды продолжали поддерживать отношения. Тед сделал иллюстрации к нескольким книгам отца семейства. В 1883 году художник женился на Эмили Элизе Дэвис. Детей у пары не было.
4. Успешный акварелист
Работы Эдварда Роберта Хьюза были очень популярны в Британии в поздний викторианский период. Его картины выставлялись, в частности, в Королевской Академии, галереях Дадли и Гросвенор, Новой галерее.
В 1891 году Хьюз был избран членом престижного Королевского общества акварелистов (RWS), где начал выставляться дважды в год, а с 1901 по 1903 был вице-президентом.
5. Заклеймённый критиками
В начале ХХ века тщательно выписанные исторические и аллегорические акварели Хьюза-младшего были подвергнуты критике как пресные, сентиментальные и безнадёжно старомодные. Один рецензент на выставке 1909 года написал:
«…школьные эскизы и рождественские открытки г-на Хьюза, если их уменьшить, могли бы украсить коробки с конфетти».
6. Преданный забвению
Эдвард Роберт Хьюз скоропостижно скончался в 1914 году в своём доме в Сент-Олбани. Его похороны в местном соборе были самыми многолюдными за всю историю церкви. Почтить память художника приехали его бесчисленные друзья, коллеги и ученики.
Годом позже Королевское общество акварелистов устроило особую экспозицию из 34-х работ Хьюза. За всю жизнь художник не удостоился персональной выставки, и этот показ, как написал его дядя Артур, «дал возможность критикам и зрителям оценить весь спектр его творчества, поместить его в широкий художественный контекст и оценить его вероятное наследие». После этого Хьюз-младший пребывал в забвении в течение 60-ти лет.
Осенью 2015 года Музей и арт-галерея Бирмингема представлял уникальную выставку под названием «Зачарованные сны: Прерафаэлитское искусство Эдварда Роберта Хьюза». Экспозиция была первой за сто лет персональной выставкой художника.
Галерея представила его работы из своей обширной коллекции прерафаэлитов, а также картины, рисунки, акварели и фотографии из государственных и частных собраний Великобритании и зарубежья. Тут были и восхитительные детские портреты, и изысканные рисунки пастелью, и магические «голубые картины» позднего периода, такие как «Ночь и её шлейф из звёзд», которые стали известны и любимы во всём мире.