Население Европы XII века, как и наших современников, далеко не всегда устраивала жизнь на месте. Депрессии, суета и печали часто забивали головы простых европейцев: их реальность была не очень веселой. Но находилось место и для сладких грёз, и для фантазий. И клирик, и рыцарь, и, конечно же, простой крестьянин — все они мечтали о райской жизни на земле, об идиллии и порядке. Но где найти такое место и как убежать от тоскливой повседневности? Естественно, в народной памяти и литературе той эпохи мы находим массу свидетельств, подтверждающих эти мечтания: далекие края, где жили сказочные звери, знаменитая страна Кокань, где можно было бездельничать и есть сколько вздумается.
Подобные мифы поддерживали и доморощенные маги, и просто шарлатаны, предлагая сомнительные реликвии и зелья, вливая в уши обществу байки о дальних странах с несчитанными богатствами. Однако народ и сам был готов стать одураченным и с удовольствием слушал подобные россказни, ведь они хоть на чуть-чуть уносили слушателя из суровой реальности.
Миграция населения: Высокое Средневековье
Но одними рассказами сыт не будешь точно: европеец мог отправиться в странствие и сам увидеть нечто новое и необычное. Путешествия были вполне доступны всем слоям населения, которое до конца ещё не осело на просторах Европы.
Возьмём самых могущественных и вольных персонажей средневековой истории — западноевропейских монархов и правителей. Начнём с того, что у большинства из них не было одной резиденции. Двор короля постоянно перемещался вместе с Его Величеством. Да и если король не путешествовал по землям своих подданных — его могли забыть. Поездки в соседние государства тоже были важной частью королевской жизни. А выезды за пределы христианского мира считались чуть ли не подвигом. В данном случае, самый яркий пример — король Англии Ричард Львиное Сердце.
За почти десятилетнее правление он пробыл на Британских островах всего полгода. Всё остальное время Ричард с разной продолжительностью находился в Сицилии, на Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и, конечно же, в родной Франции. Собственно, и герои эпоса о короле Артуре перемещались вместе со своим правителем. Где король — там и королевский двор!
Особы рангом поменьше тоже не отставали от монарха: герцоги и бароны с удовольствием перемещались по своим владениям и останавливались на землях своих вассалов. Простолюдины совершенно спокойно могли сорваться и обжить какой-нибудь участок в соседней деревушке или перебраться в другую область страны. Но эти перемещения скорее зависели от материального положения и дальнейших перспектив развития.
Известно одно: в Средние века не существовало границ. По крайней мере — видимых. Что-то изменялось если, например, выкорчёвывали лес, рыли канал или осушали болото, которое мешало продвижению. Дороги находились в ужасном состоянии, ведь их ремонтом не занимались вообще. Маршруты становились очень сложными и запутанными из-за такой неудобной вещи как высокая пошлина. Чтобы пересечь мост, город или лес надо было уплатить определённую сумму владельцу. Люди предпочитали передвигаться группами и только в светлое время суток. Ехать верхом или идти пешком, а провизию перевозить на вьючных животных или же на повозках.
Самым безопасным и недорогим путём для средневекового человека оставался путь по воде. Пошлины можно было не платить и на море. Но скорость перемещения была очень низкой: обоз за день мог преодолеть от 25 до 40 км, ну, а одинокий всадник проезжал за день 60−70 км. В XIII веке чтобы попасть из Парижа в Руан требовалось 3 дня, из Парижа в Лондон — около 10 дней, от Лондона до Рима — больше месяца. Но люди той эпохи совершенно не спешили и при особой надобности могли добраться до пункта назначения, используя все возможные варианты.
Дорога пилигримов: паломничество к святыням
Пожалуй, это самая весомая цель поездок средневековых людей. Но ни в коем случае это путешествие не было наградой. Скорее — расплатой за грехи и попыткой очистить свою душу. Чем дальше — тем лучше для духовного развития и тем больше шансов на спасение. Короткие походы пилигримов были направлены на получение снисхождения того или иного святого, которое могло помочь в достижении поставленных целей (будь то работа, личная жизнь, материальное положение). Не покидая Франции, знать и простолюдины могли поклониться мощам Марии Магдалины, Божьей Матери, Святого Мартина и Святого Марциала. В английских святынях таких как Дарем, Весминстер, Кентербери и Гластонбери, верующие просили помощи у святого Кутберта, Эдуарда Исповедника, короля Артура, королевы Геньевры и Томаса Бекета. А если удавалось попасть в Константинополь, Рим или Иерусалим, то можно было получить протекцию апостолов, первых мучеников и самого Иисуса Христа. Но подобные путешествия требовали колоссальных затрат. Не каждый мог позволить себе такой вояж.
Пилигримы отправлялись в путь небольшими группами. Их легко узнавали по характерным одеяниям и атрибутам: посох, сумка в виде мешка, перекинутого через плечо, войлочная шляпа. Перед отъездом паломники просили благословления у местного священника: освящалась вся одежда и предметы, взятые в дорогу. В течении следования к заветной цели странников принимали в храмах, монастырях и аббатствах, расположенных по основному маршруту. Бывало, пилигримов зазывали к себе хозяева замков и поместий, чтобы послушать рассказы об их странствиях за столом в кругу семьи и приглашенных гостей. Но, пожалуй, положительных примеров подобной практики было не так уж и много.