С легкой руки излишне эмоциональных историков это государственное образование имеет репутацию мертворожденного и нежизнеспособного. В школьной программе ее существование подается как гораздо менее значимый факт, чем, скажем, существование империи Карла Великого. В общей картине исторического развития Византия представляется неким рудиментом прошлого, случайно уцелевшим на географической карте. Но так ли это? Давайте обратимся к фактам.
Концом Византии считается 1453 г., дата взятия Константинополя турками-османами. Значит, она просуществовала 1148 лет. Правда, с шестидесятилетним перерывом в XIII столетии, но образовавшиеся на ее месте Никейская и Трапезундская империи сохранили государственные традиции. А теперь вспомним историю классической Римской империи, которая, по общему мнению, является наиболее успешным политическим проектом Древнего мира.
Традиция относит основание Рима к 753 г. до н.э., но считать эту дату началом империи столько же оснований, сколько отсчитывать годы существования России от основания Москвы. Долгое время Рим был лишь мелким небогатым полисом, каких множество в Средиземноморье. О возникновении Римского государства как серьезной политической силы можно, пожалуй, говорить с момента подчинения Римом племен Апеннинского полуострова, которое завершилось в III в. до н. э. Но, поскольку это был процесс постепенный, то пусть будет IV век, мы не жадные. Таким образом, если считать до раскола, Римская империя просуществовала 800 лет, если же до захвата власти в Риме германцем Одоакром в 476 г. — чуть меньше 900. В любом случае у Византии показатели жизнеспособности несколько более высокие.
Может быть, все это время Восточная Римская империя влачила жалкое существование на периферии цивилизованного мира и уцелела потому, что, как неуловимый Джо в известном анекдоте, была сто лет никому не нужна? Отнюдь нет. Востоку досталась самая тяжелая часть римского наследства. Если Западной империи угрожали в основном германские племена, переживавшие только период становления государственности, то у Византии под боком оказался старинный враг Рима, Сасанидская Персия — могущественное государство с огромной армией, включающей тяжелую конницу и боевых слонов. Эта древняя и обширная империя была единственным крупным государственным образованием, с которым Риму так и не удалось справиться. Римско-персидские войны регулярно возобновлялись вплоть до самого раскола. Затем эту внешнеполитическую проблему унаследовала Византия. Противостояние с Персией было связано не только с территориальными претензиями, но и с тем, что последняя контролировала торговые пути на Восток и навязывала западной соседке невыгодные условия торговли.
При этом с северо-запада Византии угрожали все те же германцы, с севера славяне, с северо-востока тюркские племена. Тем не менее, пережив потрясения V века, из которых Западная Римская империя не вышла живой, Византия входит в новую блестящую эпоху, связанную с именем императора Юстиниана.
Юстиниановскому периоду присущ ряд специфических черт. Для него характерны активные разработки в области социального устройства и права, такие как преобразования в государственном аппарате и создание кодекса Юстиниана. Правда, не обошлось без осложнений. В 532 г. в Константинополь хлынули толпы крестьян, ремесленников, клириков, жаловавшихся на притеснения, и началось восстание, получившее название Ника, что значит “Побеждай”. Оно продолжалось около недели, превратило в руины центральные кварталы Константинополя, унесло 30 тысяч жизней, и в конце концов, было жестоко подавлено. Хотя восстание лишний раз доказало серьезность положения и необходимость реформ, оно на несколько лет задержало их осуществление. Последовательная реформаторская деятельность началась лишь в 535 г.
Другая важная черта юстиниановского периода — бурный рост строительства, как количественный, так и качественный. К этому времени относится возведение целого ряда укреплений и крепостей, в том числе в таком отдаленном районе империи, как Крымский берег. Тогда же произошел важный скачок в развитии архитектуры, был создан тип крестово-купольного храма, получивший впоследствии развитие в славянском и мусульманском зодчестве. В юстиниановскую эпоху были возведены такие, вошедшие во все учебники, архитектурные шедевры, как София Константинопольская и церковь Сан-Витале в Равенне.
Еще одна важная черта интересующей нас эпохи — активная внешняя политика, в частности присоединение к Византии Италии. Правда, этот успех был кратковременным, и в конечном итоге привел к политической катастрофе. Воспользовавшись тем, что имперские войска увязли на западе, Персия отхватила ряд восточных провинций. Изнуренная войной на два фронта, Византия вступила в черную полосу. Под угрозу было поставлено само существование империи, и спас ее только поразивший Персию внутренний кризис. Он позволил правившему тогда императору Ираклию не только отразить нападения, но и возвратить Византии ее восточные провинции, правда, ненадолго. Пройдет совсем немного времени, и Восточная Римская империя окажется лицом к лицу с новым грозным противником.
С 610-го по 630-ый год произошла невиданная по стремительности консолидация племен и мелких государственных образований Северной Аравии, связанная с возникновением и утверждением новой мировой религии — ислама. Новое государство сразу же показало свою силу, захватив в середине седьмого века и Персию, и восточные провинции Византии. Арабы не встретили там серьезного сопротивления, потому что больше отвечали интересам населения, не разоряя его чрезвычайными налогами. Кроме того, хоть это и может показаться нам странным, они проявляли гораздо большую веротерпимость, чем насаждавшие единую религию с исключительной жестокостью византийские власти. Затем арабы захватили византийскую Африку и, обзаведясь самым мощным в Средиземноморье флотом, стали постоянно угрожать Константинополю с моря.
Все это время продолжалось наступление славян на Балканах. В 681 г. там образовалось Первое Болгарское царство, также ставшее противником Византии. Таким образом, в седьмом веке территория империи уменьшилась в 3 раза по сравнению с шестым веком.
Несмотря на все эти трагические события, с точки зрения вклада в мировую культуру VII столетие было довольно значимым. Византия остается духовным центром всего христианского мира. Здесь формируются и развиваются многочисленные еретические учения, вызывающие бурные споры, порой приводящие к весьма серьезным политическим последствиям за пределами империи. К этому же времени относится появление знаменитейшего военно-технического изобретения средневековья — греческого огня, представлявшего собой горючую смесь, которую невозможно было загасить водой. За пределы Византии это изобретение не распространилось, так как являлось военным секретом империи, который погиб вместе с ней.
VIII век — время, когда Византия, подобно фениксу, восстает из пепла. Для того, чтобы новый национальный подъем оказался возможным, потребовались глубокие преобразования всех сфер жизни, не поведшие однако к потере культурной самоидентификации византийцев. Время это известно, как период иконоборчества, но произошедшие тогда перемены отнюдь не исчерпываются церковными реформами. Был создан особый уклад, основой которому служили широкие массы свободного вооруженного крестьянства, так называемое фемное устройство. Слово «фема» имеет двойное значение. Иногда оно употребляется для обозначения крупного военного подразделения, вроде армейского корпуса. Но оно означает также территорию, на которой производится набор этого подразделения, и где оно постоянно размещается •в мирное время. Эта территория являлась административной единицей империи, управляемой теми же лицами, что и военное подразделение. Военная и гражданская власть в феме неразделимы. Стоящий во главе фемы стратиг является одновременно и военным командиром и главой гражданской администрации. При этом несущие военную службу граждане империи вознаграждались за это земельным участком определенного размера, который не мог быть продан за долги или отчужден каким либо другим образом, до тех пор пока его держатель продолжал нести службу. При таком положении вещей феодальное в своей основе государство практически не знало крепостного права. Для крестьянина существовала реальная возможность сделать карьеру от простого стратио- та до стратига. Таким образом, в VIII веке византийское общество получило уникальный социальный опыт, какого не имело ни одно крупное христианское государство средневековья.
Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анато- лика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме “древопочитателей” и “костепочитателей”.
Через некоторое время идея союза императорской власти и свободного крестьянства все же исчерпала себя. Власть имущие осознают, что широкие массы — слишком опасный, не всегда предсказуемый союзник и предпочитают консолидацию с представителями старой знати. Стратиоты медленно разоряются и закрепощаются. Идеологические разногласия представителей верхушки общества позабыты, на соборе 843 г. торжественно восстановлено иконопочитание, под него подведена философская база, разработана концепция мистической связи иконы с прототипом. Страна вступила в новую эпоху.
Последующие два столетия вошли в историю под названием Македонское возрождение. Это — время интереса к античному наследию в светской культуре. Пережив период бесплотности в искусстве, византийцы вспомнили о своих греческих предках, создателях искусства реалистического, воспевающего чувственную красоту мира. Имена греческих богов снова звучат в устах византийцев, но теперь как аллегории искусств, ремесел и стихий, покровителями которых являются. С другой стороны, в религиозном искусстве формируются каноны и символика православной иконы, в основных своих чертах сохранившиеся до наших дней.
В политическом плане именно в IX...X вв. сложилась та Византия, какой она осталась в представлении потомков. Образовалось то, что называют классическими формами византийской раннефеодальной государственности. А именно: дробная организация государственного аппарата, основанная на иерархии должностей, подкрепленная иерархией титулов — почетных званий. Возникло 18 классов должностей, объединенных в пяти разрядах. Каждому разряду соответствовал определенный почетный титул, но титулы могли даваться и независимо от должности, были не обязательно связаны со службой. Но в целом византийская феодальная иерархия формировалась как иерархия государственных должностей и званий и сохранила определенную связь с ней до конца существования империи. Обладатель титула получал соответствующие этому титулу денежные пожалования из императорской казны. Кроме того, титул можно было купить, и в этом случае покупатель получал как бы процент на вложенный капитал. Титулы и должности не были наследственными, но титулы — пожизненными.
Особого разговора заслуживает внешняя политика Византии IX...X веков. Она характеризуется активной дипломатической и миссионерской деятельностью, в ходе которой в сферу влияния Восточной Римской империи попадают славянские народы. Происходит это в условиях жесткой конкурентной борьбы с западноевропейскими странами и структурами, в частности, с германской империей Каролингов. Повод для соперничества серьезный. Смотря по результатам, одна из империй должна была получить сильных союзников, другая — опасных соседей. В целом, восточные миссионеры действовали на этом поприще успешнее. Результатом их деятельности стало распространение христианства в Моравии, крещение Болгарского царства и, наконец, Киевской Руси. К слову сказать, именно византийские летописи этого периода являются основным источником сколько-нибудь достоверных сведений о становлении славянской государственности.
Следующий период византийской истории — Комниновский, названный так по имени правящей императорской династии. Он вновь отмечен многочисленными внешнеполитическими проблемами, которые, однако, решаются довольно успешно. Алексей Комнин, первый и наиболее известный представитель династии, пришел к власти в 1081-ом году, когда взлет могущества Византии, наблюдавшийся в Македонскую эпоху, уже сошел на нет. Империя вновь оказалась в кольце врагов. С востока наступали тур- ки-сельджуки. Говорят, что в первые годы правления Алексей Комнин мог видеть их владения с балкона своего дворца. Проникшие в XI в. в Средиземное море норманны закрепились в Южной Италии и Северной Греции. Имея великолепный флот и неумеренные аппетиты, они постоянно угрожали Константинополю с Запада. На севере, на Балканах, поднимало голову болгарское освободительное движение, принявшее вид религиозной ереси — богомильства. И без того нелегкое положение усугублялось сложными отношениями с европейским Западом. За несколько десятилетий до начала Комниновской эпохи произошел официальный разрыв Восточной и Западной церквей, и набиравшие в Европе силу римские папы плели интриги против Восточно-Римской империи.
Европейцы часто обвиняли Алексея Комнина в коварстве и отсутствии рыцарских качеств. Тем не менее, ему удавалось одерживать победы не только на переговорах, но и на поле боя. К началу 90-х годов Алексей Комнин, умело играя на противоречиях своих врагов, отбил натиск сельджуков, норманнов и печенегов и подавил беспорядки внутри страны. Но только на пятнадцатый год своего правления, ставший также годом Первого крестового похода, ему в полной мере пришлось использовать свой талант политика.
Для Западной Европы XI век стал временем, когда она, наконец, сложилась в единое культурное пространство, временем консолидации и, как следствие, резкого противопоставления себя всему остальному миру, в особенности миру арабо-мусульманскому. Это настроение нашло свое воплощение в испанской Реконкисте и, еще более явно, в крестовых походах в Святую Землю. Идея крестовых походов приобрела большую популярность по многим причинам, кроме уже названых. Не последнюю роль тут сыграло желание дальновидных западных политиков убрать из Европы взрывные (или, как сказал бы Л.Н. Гумилев, излишне пассионарные) элементы, привыкшие жить набегами и грабежами, предоставив им широкое поле деятельности на Востоке. Формально крестоносцы не были врагами Византии, более того, они выступали как союзники против общих врагов — арабов и турок. Но союзники эти были такого рода, что их хорошо было иметь друзьями, но нехорошо соседями. Когда войско крестоносцев проходило через Балканы, чтобы в Константинополе переправиться в Малую Азию, императору было о чем беспокоиться. Значительную часть крестоносцев составляли исконные враги Византии — сицилийские норманны, создатели государства, которое по замыслу римских пап должно было подорвать могущество еретической Восточной Римской империи и занять ее место в Средиземноморье. Первый крестовый поход, помимо прочего, затевался в расчете на то, что ослабленная, нуждающаяся в помощи империя примет невыгодные условия союза и займет подчиненное положение. Западноевропейские политики недооценили Византию. Ее нежелание торопиться с какими бы то ни было обязательствами они приписывали лишь стремлению поторговаться. Когда, прибыв в столицу империи, вожди крестоносцев воочию увидели ее возросшее могущество, это было для них полной неожиданностью. Многие из них стали вассалами Алексея. Задуманный как способ подчинить Византию союз реально послужил к ее пользе. Руками крестоносцев под власть императора были возвращены ранее утраченные восточные территории.
Только в XIII в., на девятом столетии своего существования, Византийское государство проявляет наконец признаки дряхления, неспособность овладеть политической ситуацией. Четвертый крестовый поход приводит к временному прекращению существования империи, ее расколу на более мелкие государственные образования. В популярных источниках историю этого похода обычно излагают следующим образом: направляясь в мусульманские страны, крестоносцы встретили на своем пути богатый город Константинополь и, чтобы не ходить далеко за добычей, разграбили его. Хотя такое изложение вообще правильно передает суть событий, внешне они были оформлены несколько более прилично. Готовясь к походу, германские императоры потребовали от Византии, как от союзника, огромной денежной помощи. Император Алексей III был вынужден обложить все население дополнительным налогом, но буря народного негодования не позволила ему этот налог собрать. Устроители крестового похода оказались лишенными финансовой поддержки и были весьма недовольны своим союзником. Весной 1202 г. к ним явился сын Исаака Ангела, византийского императора, отстраненного от власти в 1195 г. Алексеем 111. Новый претендент на константинопольский трон обещал в случае своего воцарения выплатить участникам похода 200 тыс. марок серебром, в течение года содержать их флот и выступить в Палестину с 10 тыс. воинов, а также подчинить византийскую церковь римскому папе. Таким образом, пришедшие в 1203 г. в Византию крестоносцы могли считать себя не чужеземными захватчиками, а союзниками законного императора против узурпатора. Но после воцарения Алексея IV выяснилось, что он не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, что новому императору никто не желает подчиняться. В этих условиях крестоносцы решили прекратить игру в союзников и показать, кто на самом деле хозяин в стране. В марте 1204 г. было принято решение о разделе Византии. 12 — 13 апреля была разграблена столица. Восточная Римская империя на некоторое время перестала существовать. Православное патриаршество было заменено католическим. Константинополь стал столицей нового государства, которое назвали Латинской империей. Обширные византийские территории не вошли в состав Латинской империи, приобретя самостоятельность. На Балканах образовалась Никейская империя, постоянно угрожавшая существованию империи Латинской. В 1261 году войска никейского императора возьмут Константинополь, и Византия будет восстановлена, но, теснимая со всех сторон, уже никогда не вернет себе ни прежнего могущества, ни прежних размеров. Тем не менее, жизненного потенциала Византии хватит еще на два столетия. Окончательно она падет лишь в середине XV в. под ударами турков-османов.
Подведем итоги. Восточная Римская империя просуществовала 1148 лет. Все это время перед ней постоянно вставали нетривиальные внутриполитические, военные и дипломатические задачи, порой требующие коренного переустройства всей жизни империи. При этом Византия неизменно оставалась наиболее могущественным и наиболее культурно и технически развитым государством всего христианского мира. Происходящие в ней события имели широкий резонанс в Западной Европе, странах ислама и среди славянских народов. На протяжении всей истории Византии она не испытывала дефицита в талантливых неординарных лидерах. Даже в XV веке Византия не канула в небытие, не оставив по себе следов. Всем известно, что ее культурный потенциал в значительной степени унаследовало Русское государство. Но имеет она и другую наследницу — могущественную Венецианскую торговую республику, одно из самых влиятельных государственных образований вплоть до XVIII в. Нашедшие здесь прибежище жители захваченного врагами Константинополя весьма способствовали ее развитию и процветанию. Так что, дай бог нашему с вами родному государству такой мертворожденности, а нам с вами здорового любопытства, для изучения необыкновенно интересной, динамичной и поучительной истории Византии.