Великая империя
В период более чем тридцатилетнего правления Екатерины II (1762−1796) Российская империя укрепила статус великой державы. По результатам военных кампаний государство расширило территории.
Как мы знаем, портрет кисти Левицкого был написан для прославления Екатерины II, присоединившей в 1783 году к России Крымский полуостров. При этом политические интересы простирались далее. Для контроля Средиземноморского бассейна и противостояния Османской империи чрезвычайно выгодной для России удобной военной базой была Мальта: «Положение сего острова требует не столько по коммерческим, сколько по политическим резонам содержать в нём всегда поверенного человека, как-то опытом последней войны с турками доказано». Вскоре на Мальте появился поверенный в делах России — смелый русский морской офицер, грек по рождению Антоний Псаро, наладивший близкие отношения с Великим магистром Мальтийского ордена.
Именно в качестве дипломатического дара островное государство получило большое парадное полотно, изображающее императрицу в образе богини справедливой войны Минервы.
Вероятно, Мальта, как и другие порты Средиземного моря — Дамаск, Александрия, Южная Италия, Бейрут — была частью далеко идущих планов по освобождению от турок Царьграда и восстановления Константинопольской империи. При этом представителем России на Мальте стал грек Антоний Псаро, что тоже, возможно, было не случайностью. Впрочем, попал портрет на Мальту через Неаполь, о чём подробно можно узнать на выставке благодаря изысканиям её куратора доктора искусствоведения, заведующей заведующая отделом живописи 18 — первой половины 19 века Государственной Третьяковской галереи Людмилы Алексеевны Маркиной.
Русская Минерва
Важно было не только победить врагов, но и эффектно преподнести свои достижения. Много сил и средств тратилось для прославления побед России над Османской империей и успехов в освоении завоёванных земель. Расходы на «таврический» вояж Екатерины II и её двора составили баснословную сумму в 10 миллионов рублей.
Частью создания имиджа справедливой воительницы была и живопись. С 18 века практика изображения монархов в образе богов стала общепринятой в королевских домах Европы, и Россия не отставала от моды. На портрете Екатерина изображена в полный рост, в тени оливы на фоне боевого походного шатра, в элегантном стальном корсете. При этом меч с изящной рукоятью в виде головы орла убран в ножны, перевитые лавровой ветвью. Об этом дополнительно напоминает надпись на щите: «И меч твой лаврами обвит, не обнажён, войну пресёк».
Надо отметить, что кроме аллегорических деталей вполне реальными элементами являются цепь высшего и первого по времени учреждения русского ордена — Святого апостола Андрея Первозванного и роскошно прописанная шёлковая муаровая лента ордена Святого Георгия I класса. К слову, копия этого полотна, также кисти Левицкого, экспонируется в Ульяновском областном художественном музее.
Вероятнее всего, Левицкий писал портрет не с натуры, а следовал сложившемуся и высочайше утверждённому типу портрета, созданному ещё одним крупным мастером Фёдором Степановичем Рокотовым (1735−1808).
Главный Военный орден
К восшествию Екатерины II на престол в 1762 году Российская наградная система состояла из орденов Святого Апостола Андрея Первозванного (1698/1699) и Святого Александра Невского (1725), а также женского ордена Святой Екатерины (1714). Императрица в своё правление добавила ещё два ордена — Святого Георгия (1769) и Святого Владимира (1782). Основное отличие «Екатерининских» орденов от ранних, так называемых «Петровских» — награждение за заслуги, а не по праву рождения.
26 ноября 1769 года Императрица Екатерина II учредила Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия в четырёх классах. При этом императрица возложила на себя знаки ордена высшего I класса, но не по праву заслуг (как кавалер), а по праву учредителя и гроссмейстера.
Третий пункт Георгиевского статута (устава) 1769 года определял заслуги для награждения орденом: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы».
Запечатлённый на полотне I класс ордена Святого Георгия состоял из креста, звезды и ленты. Крест ордена Святого Георгия — золотой, покрытый белой финифтью, в центре которого изображался герб Московского Царства — Святой Георгий, пронзающий копием змия, в красном поле. На обратной стороне креста размещался вензель (монограмма) Святого Георгия, состоящих из переплетенных букв «С» и «Г». Звезда ордена также золотая, четырехугольная, посреди которой в золотом поле изображен вензель Святого Георгия, окруженный орденским девизом в черной кайме «За службу и храбрость», располагалась на левой стороне груди. Широкая шелковая муаровая лента ордена I класса состояла из трех черных и двух желтых полос и носилась через правое плечо.
Кавалеры ордена Святого Георгия 18 века
Интересно проследить количество награждений за службу и храбрость в 18 веке. Высокая военная награда для офицеров вручалась нечасто. Орден Святого Георгия I класса вручался лишь восемь раз (не считая самой Императрицы). К примеру, генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов в 1770 году за Чесменское сражение был награждён орденом Святого Георгия I класса: «За храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой при берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оной истребивший». И получил почётное право присоединить к своей фамилии приставку «Чесменский».
В царствование Екатерины Великой орден Святого Георгия II класса, состоявший из аналогичного большого креста на широкой шейной ленте и звезды, жаловался только 33 кавалерам, в чинах не ниже генерал-майора и контр-адмирала. Последних было всего два: Самуил Карлович Грейг (1770 год) и Фёдор Фёдорович Ушаков (1790 год).
Орден Святого Георгия III класса, представлявший собой крест меньшего размера на шейной ленте, с 1770 по 1796 год были вручены 120 раз. В большинстве случаев орден Святого Георгия III класса вручался полковникам и генерал-майорам, но за исключительные подвиги этой высокой наградой было пожаловано три капитана и шесть майоров.
Младший IV класс, состоящий из такого же креста на ленте, но в петлице с левой стороны мундира, как можно понять из динамики предыдущих классов, вручался чаще всего. В XVIII веке сухопутным и флотским офицерам, а также генералам и адмиралам было вручено всего около 1287 орденов Святого Георгия IV класса.
С 1770 года по 1796 год приблизительно половина орденов Святого Георгия IV класса было пожаловано за боевые заслуги. Остальные были выданы за беспорочною выслугу 25 лет и совершение 18 морских кампаний (каждая кампания считалась приблизительно по полгода, проведённых в море). Почему же выслуга лет приравнивалась к совершению боевого подвига? Потому что в реалиях XVIII века прослужить в офицерских чинах такое количество лет было не меньшим подвигом, чем отличиться на поле брани.
Прообраз ордена Святого Георгия
В 18 веке под орденом понимались не только и не столько его знаки. Ещё главенствовало суждение, что орден — это корпорация (объединение) наиболее заслуженных людей, что имело отсылку к средневековым рыцарским орденам. Это был большой церемониал, имелись орденские храмы, пышные облачения, даже орденская посуда, которой сервировали праздничные столы на орденские праздники.
Далеко не все знают, что до учреждения ордена, в правление императрицы Екатерины был составлен одноименный проект-прообраз. Военный Екатерининский Орден — нереализованный проект, составленный, предположительно, графом Захаром Григорьевичем Чернышёвым в 1763—1765 годах. Военный Екатерининский орден должен был делиться на две степени, старшая из которых носилась на шее, а младшая в петлице. Статут ордена представлял собой переведённый и несколько измененный статут австрийского ордена Марии Терезии, учреждённого в 1757 году. Девиз ордена: «За службу военную». Из-за большого количества недоработок проект не был утвержден, однако, послужил безусловным прототипом ордена Святого Георгия.
Что интересно, так это форма орденских знаков неосуществлённого проекта — Мальтийский крест! Впрочем, за основу мог быть взят не только австрийский Военный орден Марии Терезии, но и французский Военный орден Святого Людовика, форма которого в виде Мальтийского креста с медальоном посередине наиболее близка к форме прототипа. И все же, существование древнего Мальтийского ордена, пускай косвенно, но оказало влияние на большинство существовавших тогда европейских орденов, в том числе и Святого Георгия. Так что отношения России и Мальты можно прослеживать не только в дипломатии. А насладится прекрасной тонкой живописью Дмитрия Левицкого можно в Большом дворце музея-заповедника «Царицына» до середины января 2020 года.
Быть может, чтобы увидеть её вновь в России, придётся прождать ещё 230 лет…