1. Слово «Болливуд» (от «Голливуд» и «Бомбей») появилось в 1970-х годах, когда местная киноиндустрия обогнала американскую по объемам производства. Однако под этот термин теперь подпадает не любое национальное кино: едва ли треть индийских фильмов приходится на Болливуд, так как на территории республики есть еще Толливуд, Колливуд, Молливуд. Различаются они языком и географией.
2. Сложно представить, но сначала болливудские фильмы были немыми. Тем не менее они всегда находили, чем поразить зрителя. Например, в первом полнометражном кино «Раджа Харишчандра» присутствовала массовая эротическая сцена... девичьего купания в мокрых сари. Всех девушек играли загримированные мужчины, отчего картина обретает еще больше пикантности, особенно для 1913 года. Кстати, автор «Раджи» снял почти сто картин, однако умер в нищете.
3. Первый звуковой фильм на хинди вышел в 1931 году. Он назывался «Свет мира» и был экранизацией популярной тогда театральной пьесы. Режиссер перенес на экран все действие целиком, включая семь песен. Эффект, произведенный подобным форматом, оказался колоссален: успех мюзикла был настолько велик, что в дальнейшем создатели индийского кино начали активно пользоваться музыкальными номерами, забыв о чувстве меры. Так, в фильме-сказке «Индра Сабха» (о любви принца и феи, между прочим) звучит 71 песня! Это, конечно, рекорд. Обычно объем саундтреков не столь внушителен. В современных индийских мелодрамах музыкальных вставок не больше семи на трехчасовой сеанс.
4. Еще о рекордах: самый длинный экранный поцелуй принадлежит фильму «Карма», снятому почти 90 лет назад. Там героиня Девики Рани (кстати, жены Рериха) целует своего партнера целых 4 минуты.
5. Расцвет болливудской киноиндустрии приходится на середину XX века. Несмотря на принятый в 1952 году парламентом «кинематографический акт», запрещающий «демонстрацию половой распущенности», а может, и благодаря ему, искусство индийского кино вышло на новый уровень. Именно в этот период появились культовые индийские фильмы, получившие международное признание: «Великий могол», «Бумажные цветы», «Жажда». А также «Мать Индия» и «Два бигха земли» (номинанты на «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь»).
6. В местности, где снимают болливудское кино, очень популярна специя масала. Ее добавляют во все блюда местной кухни, даже в чай. И в болливудском кино есть жанр, который точно так и называется. «Масала» — это смесь боевика, комедии, трагедии и мелодрамы. Начиная с 70-х годов прошлого века и до настоящего времени это основное и самое популярное направление в индийском кинематографе.
7. Также в 1970-х Индия обогнала Америку по количеству выпущенных фильмов. Среди них «Месть и закон» Рамеша Сиппи, который критики считают лучшим в истории Болливуда. И «Зита и Гита» — лента, снискавшая массовую любовь у советского зрителя и ставшая у нас именем нарицательным для индийских фильмов вообще. Снятая позднее, в 1995 году, лента «Непохищенная невеста» побила очередной мировой рекорд, продержавшись в прокате 20 лет.
8. В 1990-м Болливуд попал в Книгу рекордов Гиннесса: 948 выпущенных кинолент за год, что вдвое больше, чем в Голливуде. Местные режиссеры не стремились к накоплениям, наслаждаясь процессом: прибыль с очередной картины немедленно направлялась на производство следующей. Если на ком и экономили, так это на сценаристах: большинство индийских фильмов того времени снимались по шаблону. История любви и мести разбавлялась танцевальными номерами, а идея доносилась до зрителя не столько диалогами, сколько намеками. Так, обморок у женщины в фильме того времени (и часто до сих пор) означает, что она беременна. Туман — что сцена разворачивается в воображении героя. Если у кровати задуло ветром свечу, значит, персонаж скончался. Ну а если гладко выбритый парень вдруг обзавелся бородой, значит, он терпит полный крах на личном фронте. Успех картины наполовину зависит от выбора музыки: если саундтрек пришелся публике по вкусу, то, скорее всего, зрители хорошо оценят фильм.
9. Современному Болливуду, естественно, приходится адаптироваться ко вкусам иностранной публики. А также адаптировать иностранное кино для внутреннего рынка. И поскольку кинолента все вытерпит, то на индийских экранах можно встретить местные версии «Терминатора», «Молчания ягнят», «Леона», «Лица со шрамом» и других шедевры, которые, понятное дело, разительно отличаются от первоисточников. При этом копии картин носят другие названия, но сюжет в целом повторяет оригинал за исключением финала: практически у всех болливудских ремейков счастливый конец!
10. Современный зритель, в том числе и индийский, искушен мировыми блокбастерами. Ему нужно нечто большее, чем танцующее ружье, которое в первом акте висело на стене. Актеры Болливуда сегодня — это мировые звезды и кумиры миллионов. Достаточно вспомнить Айшварию Рай, в прошлом «Мисс Мира», лицо крупной косметической марки и первую индийскую женщину в музее восковых фигур мадам Тюссо. Само кино в Болливуде стало высокобюджетным, убедительным, с качественными спецэффектами, но не утратило национальной самобытности.
И еще несколько любопытных фактов о Болливуде одной строкой:
• «Три идиота» — один из самый кассовых фильмов, более 50 наград, прокат в 30 странах, находится в сотне лучших кинокартин по версии сайта IMDb.
• «Скажи, что любишь» — самое большое количество наград: 92.
• «ПиКей» — самый кассовый фильм, собравший в прокате больше 100 млн долларов.
• «Темнота» — самая длинная картина из шедших в индийских кинотеатрах. Хронометраж ленты составил 4 часа 34 минуты.
• «Банды Индостана» — самый дорогой фильм с бюджетом 31 млн долларов.
• Шахрух Хан (на фото) недаром носит прозвище Король Болливуда: на его счету около 80 киноработ. И 19 млрд долларов — он самый богатый актер Индии (и второй в мировом рейтинге после Джерри Сайнфелда).
• Главный фильм про Индию последнего десятилетия — «Миллионер из трущоб» (8 «Оскаров» и 10 наград крупных европейских кинофестивалей). Фильм при этом снят британцами, но в Индии на это реагируют примерно в духе: «Так предначертано».