По количеству прав, предоставленных женщинам, СССР был впереди планеты всей. В то время, как в США девушки учились быть исключительно идеальными женами, хозяйками и матерями, в Советском Союзе все это было лишь попутной задачей для молодых женщин. Главным там стали получение образования, профессии, самостоятельность, активная жизненная позиция и участие в общественной жизни. Именно эти качества, по мнению советских идеологов были главными для хорошей жены и матери. Подобные установки активно пропагандировались советским кинематографом и, без сомнения, очень бы понравились современным феминисткам.
Однако не все было так просто. Попутно, режиссеры пытались ответить и на другие вопросы. Например, как сочетать работу с обретением простого женского счастья. И для этого у них тоже были рецепты, которые привели бы в ужас сегодняшних феминисток. Судите сами!
ПРОВАЛ: Москва слезам не верит, 1979
Выдающаяся классика, которая когда-то урвала Оскара, в 2020 вызвала бы недоумение. В центре истории - три подруги, которые собираются «завоевать» Москву, исполнить мечты и обрести счастье. Главная героиня, Катя, сильная и независимая женщина, достигает своей мечты и становится директором фабрики, в то же время воспитывая ребенка в одиночку. Однако она не чувствует себя счастливой, потому что в ее жизни нет мужчины.
Когда она наконец встречает Гошу, должность которого ниже, он оставляет ее, узнав об этом. Вместо того, чтобы злиться, Катя ищет его по всей Москве и испытывает счастье, просто наблюдая, как он ест борщ. Катя действительно сильная женщина, но ее самоуважение и самооценка не будут одобрены современными феминистками.
УСПЕХ: Самая обаятельная и привлекательная, 1985
Один из немногих советский фильмов с сюжетом «Золушки» рассказывает о Наде Клюевой, инженере-конструкторе 30-ти с лишним лет. Она ведет активную общественную жизнь и карьеру, и даже оказывается вовлечена в уличные драки с грабителями. Однако ее личная жизнь оставляет желать лучшего. Чтобы изменить ситуацию, ее подруга по колледжу предлагает ей изменить свой внешний вид и начать заигрывать с мужчинами.
Перфекционистка Надя пробует этот новый метод и очень быстро добивается успеха. В результате она притягивает внимание, но это не делает ее счастливой, так как по большей части оно исходит от нежеланных мужчин, в то время как мужчина ее мечты встречается с другой. В конце концов, Надя на своем опыте понимает, что внешность не главное.
Этот фильм одобрили бы феминистки, потому что, в конце концов, Надя понимает, что ей не нужно становиться привлекательной «куклой», чтобы найти счастье.
ПРОВАЛ: Девчата,1961
На первый взгляд, «Девчата» – добрый, яркий фильм, сплошь наполненный феминисткими идеалами. На самом деле, он точно отражает двойные стандарты тех лет. Советская девушка Тося в одиночку отправляется на лесопроизводство на Урал и прикладывает большие усилия, чтобы сделать карьеру повара. Однако как только дело касается любовных историй, то тут оживают самые патриархальные стереотипы. Влюбляясь, она превращается в обыкновенную женщину, очень зависимую от расположения своего возлюбленного.
А ее соседка Надя собирается выйти замуж за Сан Саныча, непривлекательного мужчину, намного старше ее. Причина этого странного поступка в том, что «Наде скоро исполнится 28 лет, а в таком возрасте ты выйдешь замуж даже за козла».
УСПЕХ: Гусарская баллада,1962
Фильм с легкостью бы одобрили современные феминистки. Юную Шуру не привлекает девичий мир любовных романов. Она переодевается в военную форму и отправляется на войну. Она должна скрывать свою женскую природу, но это не мешает ей завоевать уважение со стороны товарищей по службе. Фильм основан на реальных приключениях женщины-солдата Надежды Дуровой во времена наполеоновских войн, однако, режиссер добавил в эту историю романтики. Когда Кутузов обнаруживает, что Шура в тайне женщина, он исключает ее из армии. Но когда он узнает, что она спасла офицера, ее заслуги признаются всеми мужчинами.
ПРОВАЛ: Служебный роман,1977
Комедия о том, как рядовой сотрудник Новосельцев по совету друга решает приударить за «мымрой» - незамужней начальницей, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. У современной женщины, наблюдающей за трансформацией героини Людмилы Прокофьевны, возможно, возникнут вопросы о том, как этот фильм соотносится с нынешними феминистскими идеями. В начале фильма она предстает непривлекательной, но очень успешной женщиной в ужасном костюме, занимающей должность директора большого статистического учреждения. Ее все боятся и дают клички за спиной, издеваясь над ее внешностью.
Вскоре мы наблюдаем за ее преображением, когда она покупает красивые платья, делает прическу и начинает пользоваться косметикой. Только после этого в глазах других она становится жизнерадостной и доброй. Фильм наводит на мысль, что жизненные достижения женщины, которая становится начальницей в 36 лет, ничего не стоят, если у нее нет мужчины, и она не использует макияж или не следует модным трендам.
УСПЕХ: Сверстницы, 1959
Драма о трех подружках, которые вместе окончили среднюю школу. Таня поступает в медицинский институт, Кира поступает в театральное училище, а Светлане не удастся никуда поступить.
Таню очаровывает аспирант Аркадий, она влюбляется в него, но для него это всего лишь интрижка. Когда Таня не может пойти на танцы, Аркадий идет на свидание с ее подругой - Кирой. В конечном итоге он бросает Таню ради Киры и даже делает ей предложение. Позже Кира и Таня понимают, что они оба были обмануты Аркадием. Женщины не борются за мужчину - они разрывают свои отношения с ним и выбирают дружбу, продолжая вместе следовать за своими мечтами. В конечном итоге, это фильм о верности и женской дружбе.
ПРОВАЛ: Королева бензоколонки, 1963
Главная героиня, Людмила, не может получить желаемую работу - ни в стюардессы, ни в балет на льду ее не принимают, потому что ее лицо жутко опухает после пчелиного укуса, и она становится непривлекательна.
В фильме показано, что красота женщины в конечном итоге связана с ее возможностью достичь успеха. Ее внешность становится поводом для грубых шуток и издевательств. Когда отечность спадает, и Людмила вновь становится красавицей, на нее сразу начинают снова обращать внимание, более того, к ней прислушиваются.
УСПЕХ: Начало, 1970
Столичный режиссер приглашает невзрачную провинциальную ткачиху Пашу Строганову сыграть Жанну д'Арк в полнометражном фильме. Между Пашей и режиссером закручивается роман, но он женат. Собрав волю в кулак, Паша уходит от него и с головой уходит в работу над ролью.
Плакаты с ее изображением расклеены по всему городу, ее узнают на улице, и публика любит ее, но другие режиссеры не намерены с ней работать. В конце концов, Паша преодолевает все эти трудности. Она следует своей мечте и становится успешной, доказывая, что, независимо от пола, все равны, и каждый может идти по своему собственного пути.
ПРОВАЛ: Иван Васильевич меняет профессию, 1973
Культовая советская комедия Леонида Гайдая рассказывает об инженере Шурике, который изобрел машину времени. Этот фильм производит неоднозначное впечатление через призму движения #MeToo. У жены Шурика служебный роман с режиссером Якиным, непривлекательным, но властным, при этом, сама жена Шурика стремится заполучить Якина и говорит о своей влюбленности в него. Одновременно этого малопривлекательного человека пытается соблазнить другая молодая актриса, чтобы получить лучшие роли и бесплатный отпуск.
В то же время фальшивый царь, Иван Грозный, напивается и флиртует с царицей и всеми другими женщинами своего двора, не запоминая при этом даже их имен.
УСПЕХ: Полосатый рейс, 1961
Грузовое судно перевозит опасных животных. В один прекрасный момент тигры сбегают из своих клеток и бродят по кораблю. Дрессировщик, который должен их нейтрализовать, оказывается самозванцем - и тогда в дело вступает смелая буфетчица Марианна, которая в одиночку загоняет хищников в клетки. Она доказывает всем, что женщина способна на многое.