«Лицедеи» и Асисяй
Его Асисяй родился не в цирке, а в театре, что было само по себе удивительно. И вместе с ним появился на свет новый театр – «Лицедеи». Как напишут после театральные критики, театр «Лицедеи» уже сам по себе стал событием. Здесь собрались клоуны, которые любили цирк, но не трюковой, а драматический. А гениальный «Асисяй!», душещипательный «Блю-Блю-Блю-Конари», трогательный «Низзя» и другие номера зрители смотрели, затаив дыхание.
Театр «Лицедеи» впоследствии выпустил из своих стен множество неординарных личностей. Даже сегодняшний художественный руководитель легендарного БДТ Андрей Могучий называет своим учителем Вячеслава Полунина.
«Караван мира»
В 1989 году Вячеслав Полунин вместе со своими западными коллегами смог реализовать проект, показавший, что на самом деле у искусства не существует границ. Грандиозное шествие уличных театров стартовало в Москве и завершилось в Париже, обойдя при этом множество городов. В этом проекте были задействованы больше 200 артистов и технических работников, около 100 автомобилей и других транспортных средств, пять шапито и восемь театров, по четыре с Запада и Востока. Всего в рамках шествия было показано шестьсот спектаклей.
Родилась идея на фестивале уличных театров в Польше во время беседы Вячеслава Полунина с продюсером Ханом Баккером из Голландии и английским режиссёром Джоном Килби. Когда Полунин стал ходить по инстанциям, пытаясь найти хоть какие-то источники финансирования, ему все отказывали. Надежд почти не осталось, но Союз театральных деятелей СССР, возглавляемый в то время Олегом Ефремовым, неожиданно отдал на это мероприятие почти весь свой годовой бюджет.
Как скажет позже Вячеслав Полунин в одном из своих интервью, «Караван мира» стал воплощением мечты о театре без границ и цензуры.
«Академия дураков»
А потом Вячеслав Полунин придумал новый проект. Сначала он собрал людей, чьё творчество выходило за рамки привычного, даже казалось странным. А потом устроил трёхдневный фестиваль с необычным названием «Академия дураков», где музыканты могли попробовать себя в роли актёров, литераторы пытались создать шедевры изобразительного искусства. Предполагалось, что впоследствии каждый участник этого действа создаст свою команду, членов которой он найдёт самостоятельно, и затем поможет реализоваться.
Правда, дойти до последнего этапа реализации проекта так и не удалось, но сама «Академия» существует и сегодня, правда, действует, как неформальное объединение творческих личностей со всего мира. При этом совершенно неважно, чем ты занимаешься, главное условие участия – это внутреннее ощущение себя, как клоуна. Сегодня в «Академию» входят многие известные деятели искусства, актёры, музыканты, художники, литераторы.
«Снежное шоу»
Невероятное по своей красоте зрелище создал Вячеслав Полунин вместе с режиссёром Виктором Крамером. По словам Вячеслава Полунина, «Снежное шоу», объехавшее весь мир, собрано по подобию голливудского блокбастера. В нём объединились зрелище, захватывающий сюжет и игра. При этом в каждой стране, где было показано шоу, зрители находят в нём что-то близкое: в России отмечают трогательность шоу, во Франции – поэтичность, в Великобритании элементы театра абсурда.
«Снежное шоу» было удостоено множества наград, но самой главной из них для Вячеслава Полунина всегда оставались восторженные глаза зрителей.
«Жёлтая мельница»
Это строение, находящееся в лесу недалеко от Парижа, внесено министерством культуры Франции в путеводители и справочники, как объект, представляющий собой особую ценность. Но по сути «Жёлтая мельница» - это большая творческая лаборатория Вячеслава Полунина и его единомышленников. Здесь рождаются и опробуются новые идеи, здесь ремонтируют вышедший из строя реквизит. А ещё «Жёлтая мельница» - это официальная резиденция «Академии дураков» и место, где не смолкают музыка, песни и смех, где каждый может пуститься в пляс, не опасаясь вызвать неодобрения со стороны окружающих.
Шоу, которого не было: «Карнавал свадеб»
Задумка проведения этого мероприятия появилась у Вячеслава Полунина ещё в 2003 году, но реализовать её, как планировалось, к трёхсотлетию города на Неве, не удалось. Гениальный клоун хотел бы собрать в своём родном городе 300 пар, которые приняли бы участие в фантастической свадьбе, гостями, зрителями и действующими лицами которой могли бы стать все жители Санкт-Петербурга и приглашённые гости, а великолепными декорациями служили бы парки и дворцы.
Вячеслав Полунин представляет себе выбор букета для невесты как Фестиваль цветов, выбор нарядов как Фестиваль свадебных платьев и костюмов с участием лучших дизайнеров мира. Мальчишник стал бы частью фестиваля пива, а девичник превратился бы в фестиваль причёсок. А венцом этого свадебного безумства мог бы стать фестиваль свадебных процессий.
Когда Вячеслав Полунин рассказывает о том, как всё могло бы быть, его глаза горят, и он постоянно дополняет свою мечту всё новыми элементами, шествиями, участниками. Возможно, когда-нибудь Санкт-Петербург на самом деле станет свадебной столицей, а его карнавал с женихами и невестами будут ежегодно посещать пары со всего мира.
Когда Асисяй появлялся на сцене, публика стонала от смеха. А потом наступала звенящая тишина. Каждый понимал: только что перед глазами развернулась трогательная история одинокого человека. Все выступления знаменитых «Лицедеев» были одновременно смешными и глубоко философскими. Секреты счастья от Вячеслава Полунина: известный и трогательный «Асисяй» делится своей мудростью, опытом и любовью к своему делу