Читатели обожали его за волшебные и фантастические миры и проклинали за повесть «Хлеб» и другие пропагандистские поделки. Трагедия его жизни состояла в том, что несмотря на внешнее благополучие, писатель не смог прижиться в эмиграции, но и в СССР так до конца и не стал своим, хотя его и называли «красным графом».
Тем не менее, уже в советской России Толстого активно публиковали, называли преемником Горького и даже позволяли писать сценарии к фильмам по мотивам его собственных книг.
Среди экранизаций произведений Алексея Николаевича Толстого есть легендарные картины, которые могут быть интересны и современным зрителям. Три из них мы и решили вспомнить.
Аэлита
Фантастический роман, позже переработанный в повесть для юношества, вышел в 1923 году. Книга быстро стала популярной, и уже через год зрители кинотеатров смогли увидеть ее экранизацию. Премьера состоялась 25 сентября 1924 года, от романа Толстого в сюжете осталось меньше половины, но это не повредило ни качеству, ни известности кинематографической «Аэлиты».
Автором фильма стал только что вернувшийся в СССР Яков Протазанов. Режиссер успел поработать на крупных киностудиях Франции и Германии и привез с собой опыт зарубежных коллег.
«Аэлита» стала шоком для зрителей, несколько лет подряд видевших на экранах только агитационные короткометражки. Эта работа Протазанова так и осталась лучшим научно-фантастическим фильмом эпохи немого кино. Американский писатель-фантаст Фредерик Пол писал, что лишь полвека спустя советский кинематограф смог предложить нечто подобное («Солярис» Андрея Тарковского).
До сих пор «Аэлита» смотрится на одном дыхании. Модный в 20-е сюжет о научных достижениях и полете в космос соседствует здесь со сложной историей любви, а документальные кадры Москвы 20-х годов — с декорациями марсианского города, выдержанными в духе конструктивизма. Несмотря на то, что денег на полномасштабный антураж у студии не хватило, в «Межрабпом-Руси» нашли средства на то, чтобы создать специальные механизмы, имитирующие инопланетные приборы наблюдения за Землей.
Не менее интересны и костюмы героев, которые делались по эскизам Александры Экстер, Исаака Рабиновича и Надежды Ламановой. Все художники работали в театре, и «Аэлита» стала одним из немногих сохранившихся свидетельств того, каким был театральный советский авангард.
В съемках фильма приняли участие Юлия Солнцева (Аэлита), Николай Церетели (инженер Лось / Спиридонов), Валентина Куинджи (Наташа Лось), Николай Баталов (красноармеец Гусев), Юрий Завадский (Гор). В коротких эпизодах в картине появились совсем молодые Игорь Ильинский и Михаил Жаров.
Золотой ключик
Пожалуй, это один из самых недооцененных фильмов в истории советского кино. Сказка Александра Птушко, вышедшая в 1939 году, сегодня почти забыта. Поздние экранизации истории о Буратино выглядят и ярче, и динамичнее, однако фильм Птушко во многом оказался революционным.
Начнем с того, что в этой картине режиссер продолжил опыты совмещения в одной ленте методов художественного кинематографа и кукольной анимации. Впервые этот ход Птушко использовал в «Новом Гулливере», созданном по мотивам романа Джонатана Свифта, но тогда он работал с настоящими куклами (в фильме задействовано множество крохотных фигурок). В «Золотом ключике» режиссер превратил в кукол самих актеров:
«На меня надели огромную маску — целую голову из папье-маше. Глаза куклы не совпадали с моими глазами, и, чтобы я могла видеть, на щеках маски были проделаны дырочки, затянутые марлей, выкрашенной под цвет щек.
Необходимо было замаскировать все, что только могло бы „выдать“ человека. Меня одели в деревянный фанерный футляр, превратив в бревнышко. На руки и на ноги натянули трико, раскрашенное под дерево, а на колени и на локти были нашиты черные бархатные „шарниры“. На ступни надели огромные туфли, а на кисти рук — картонные перчатки», — вспоминала исполнительница роли Буратино Ольга Шаганова-Образцова.
Разница в росте между героями достигалась с помощью монтажа и оптического совмещения, постройки новых декораций и манипуляций с костюмами. Создателям картины буквально на ходу приходилось придумывать все новые и новые методы съемок, чтобы добиться желаемого результата. Позже изобретениями Птушко воспользовались многие режиссеры (в том числе и за рубежом).
Хождение по мукам
Трилогия Алексея Толстого была экранизирована трижды. В конце пятидесятых на экраны вышел фильм в трех частях, снятый Григорием Рошалем.
Второй раз трилогию «Хождение по мукам» снимали уже в формате сериала. Защищая идею многосерийной ленты, авторы говорили, что в картине Рошаля упущены важные сюжетные линии, чего, конечно, не случится в новой версии. Режиссером сериала стал Василий Ордынский, а главные роли исполнили Ирина Алферова, Светлана Пенкина, Юрий Соломин и Михаил Ножкин. Картина оказалась ближе к литературному оригиналу, отчетливее видна и идеологическая линия. На экранах фильм появился в 1977 году, в канун празднования 60-летия Октябрьской революции.