Афган на полотнах советских художников: почему последняя война СССР никого не вдохновила на шедевр
746
просмотров
Прошло более тридцати лет со времени вывода советских войск из Афганистана и более сорока лет с начала этой ужасной бесполезной войны. Она продлилась целое десятилетие. Если смотреть на боевые действия в Афганистане глазами искусствоведа, то столь огромный период времени теоретически должен был подарить искусству массу монументальных работ. Несмотря на то, что этого всё же не произошло, созданные художниками полотна вполне могут впечатлить даже искушённого зрителя.

Одни из самых интересных работ с историей далее в обзоре.

Петербургский художник, бывший афганец, Анатолий Хомутинников. По горным дорогам. /

Очень часто тема войны звучит в искусстве. Это всегда мощно, эмоционально, монументально. Боль, смерть, слёзы, победы или поражения — все эти аспекты во все времена вдохновляли деятелей различных видов искусства на создание подлинных шедевров.

Горная дорога. Анатолий Хомутинников.

В Советском Союзе, а также в бывшей Российской империи тема защиты Отечества имела даже некоторую сакральность. В русской художественной культуре всегда особо почитали подобные работы. Особенно остро это стало ощущаться во времена Великой отечественной войны. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл, а подчас и содержание жизни. Нужно было во что бы то ни стало выстоять и победить!

Из разведки. Анатолий Хомутинников.
С задания. Анатолий Хомутинников.

С этим чувством прошли через войну многие деятели искусства – писатели и художники, музыканты и скульпторы. Своё служение Родине они видели в создании прекрасных произведений, которым было под силу мобилизовать все духовные силы общества в те тяжёлые времена. Как оказалось впоследствии, художественные произведения стали ещё и могучим оружием и весьма эффективным агитационным средством.

Своя земля, 1986 год. Николай Соломин, руководитель студии им. Грекова. Ездил в Афганистан в творческие командировки.
Афганский излом. Анатолий Хомутинников.

Почему Афганистан не дарил художникам вдохновения

Почему ничего подобного не сработало с Афганистаном? Этого не случилось по той простой причине, что афганская война не закончилась победой страны Советов. Более того, никто не понимал зачем она вообще. Кто и кого от кого освобождает. Не было в обществе поддержки. Была лишь боль от потери близких и полное непонимание «за что?».

Василий Вознук.
Ренат Шафиков

Кроме всего прочего как раз в этот период живопись переживала период упадка. Реалистичная манера теряла актуальность, ей на смену приходили другие стили. Работы известных советских художников на тему войны в Афгане нельзя назвать плохими. Но и шедеврами они не стали. Просто потому что делались по госзаказу. Платное принудительное вдохновение не подарило того от чего захватывало бы дух. Часто художниками становились сами бойцы.

Виктор Павлович Куценко, генерал-майор инженерных войск.

«Творчество на войне было самообороной души. Это только в мирной жизни люди занимаются творчеством больше «от ума». А в Афганистане бывало так, что человек, никогда ранее не бравший в руки кисти и карандаш, вдруг начинал рисовать. Начинали писать стихи ребята, ранее не сочинившие ни строчки. Овладевали музыкальными инструментами люди, не имевшие за спиной даже начального музыкального образования», - рассказал поэт и музыкант Евгений Бунтов, прошедший горнило афганской войны.

Поэт и художник Евгений Бунтов.
Бывший афганец Павел Кулёв рассказывает удивительную историю своей картины «Подрыв».
Возвращение из Афганистана.

Хороших картин много

Работы художников-любителей вызывают больше эмоций и хвалебных отзывов. Они часто примитивны и наивны. Непрофессиональное владение художественными приёмами полностью компенсирует их пронзительная искренность. Выставки солдатских работ всегда пользуются успехом у публики. Их картины такие настоящие. Они передают сильные чувства. Тут и страх смерти, и боль от потери друзей и непонимание сути войны. Часто наброски делались на скорую руку в блокноте.

Виктор Павлович Куценко, генерал-майор инженерных войск.
Виктор Павлович Куценко.

Работы любителей далеки по качеству от профессиональных. Там нет набитой руки в батальной классике. Но эта классика и так уже стала утомлять зрителя. Она скучна и однообразна. В работах самоучек ценна память. Они в реальности пережили те эмоции, которые изобразили. Именно это делает их недостаточно академические картины столь впечатляющими. Кроме того, перед страхом смерти в человеке может проснуться доселе дремавший талант, истинное художественное чутьё.

Художник Николай Соломин.
Художник Николай Соломин. Накрин и Шаймо. Активистки молодёжной организации. 1985 год.

Если вас интересует история тех дней, прочтите нашу статью о том, как в 1985 году советским пленным удалось совершить побег из секретной афганской тюрьмы Бадабер.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится