Две женщины стоят напротив друга друга в традиционных костюмах. У одной в руках темный карандаш для глаз, которым она пытается нарисовать себе что-то похожее на «улыбку Джокера» из саги о Бэтмене.
«Ася, делай вот так…», – говорит одна другой на русском, показывая пальцами, как надо - от одной щеки до другой. Вторая подчиняется. Черный карандаш оставляет угольный след на щеках и поверх губ.
«Во, настоящая айну!», – говорит первая удовлетворенно.
Они приехали на японский остров Хоккайдо, где существует несколько резерваций айнов – древнейшего народа, когда-то населявшего огромные территории берегов Тихого океана, включая современную Японию, Сахалин, Курильские острова и юг Камчатки. Теперь их всего, по официальным данным, 25 тысяч в Японии и несколько десятков человек – в России.
В России про айнов знают немного. Эти факты можно пересчитать на пальцах одной руки: айны жили на Дальнем Востоке; айны всю свою долгую историю были кем-то гонимы; и, наконец, айны, как этнос, в России исчезли - их вычеркнули из официального списка этнических групп в 1979 год. На этом перечень общеизвестных фактов заканчивается.
Вот только айны в России есть. Эти две женщины, которых засняла на видео русский этнограф с Дальнего Востока, с любопытством смотрят на хижины в резервации, каких в России нет, но стеснительно говорят на английском айну с Хоккайдо, что знают, как правильно делать запАх костюма. Этому их учить не нужно.
Улыбающиеся женщины, очень волосатые мужчины
«Улыбка Джокера» – это татуировка губ, отличительная черта женщин-айнов. Ее начинали «набивать» с семи лет: делали надрезы уголков губ церемониальным ножом и втирали в порезы уголь. Каждый год добавляли по несколько линий, а завершал «улыбку» жених во время свадьбы. Татуировки были так же на руках, причем, только у женщин.
Сейчас так уже не делают. Разве что, карандашом и по большим праздникам. Последняя татуированная по всем канонам женщина айну умерла в 1998 году в Японии.
Мужчин отличала повышенная волосатость на лице. Длинные усы, например, приходилось придерживать специальными палочками во время еды. О том, что есть такой «волосатый» народ писалось еще в древнекитайском трактате за два века до н.э. Русский же исследователь Камчатки Степан Крашенинников в 18 веке прозвал айнов «шерстяными курильцами». Все из-за их мужчин.
Есть еще кое-что любопытное: айны изначально выглядели больше как европейцы, нежели чем азиаты. Тот же Крашенинников и другие первые русские исследователи описывали их похожими на русских крестьян со смуглой кожей или на цыган, но никак не на японцев, китайцев или монгол. Почему так – следует искать в происхождении айнов. Но в их случае одна тайна порождает другую: никто не знает, откуда они взялись.
Неизвестная раса
Айнам насчитывают 15 тысяч лет – это больше, чем шумерам или египтянам. Поэтому некоторые говорят, что это не народ, а целая «айнская раса».
О происхождении айнов есть две теории. Первая это «северный вариант» – что айны пришли с северных земель, которые позже населили монголы и китайцы. Второй – что их предки из Полинезии, потому что с жителями Океании у айнов много сходств в одежде, ритуалах, религии и татуировках.
Что известно наверняка – айны были первыми аборигенами Японских островов, хотя в самой Японии этот факт не очень любили и пытались скрыть. С айнами у японцев давняя вражда за территории. Аборигены предсказуемо проигрывали один бой за другим, так как никогда не имели никакой государственности и армии, и все больше вытеснялись с островов на север. Хотя еще в средние века Япония была наполовину заселена айнами.
«Трагедия моего народа сопоставима разве что с трагедией коренных жителей Северной Америки - индейцев», – говорит теперь Алексей Накамура, председатель общины камчатских айнов. Впрочем, не только Япония изгоняла айнов.
Вычеркнуть из истории
В Российской империи им запрещалось называть себя народом айну, так как японцы заявляли, что все земли, на которых живут айны, являются частью Японии. Айны же, в свою очередь, жили как на островах во владении Японией, так и на тех, что были во владении России.
В какой-то момент признавать себя айну вообще стало стыдно и просто опасно – многие ассимилировались, говорили на русском и были православными. Правда, в глазах коммунистов айны были уже именно японцами – из-за смешения кровей азиатских черт у них стало больше. «Так и получилось, что в России мы японцы, в Японии мы русские», – рассказывает Алексей Накамура, человек с русским именем и японской фамилией.
Фамилий у айнов исторически не было – их давали им русские или японцы, а некоторые и сами потом брали славянские фамилии. Многие сделали это во времена сталинских репрессий: органы НКВД отказали им в советском гражданстве, а из-за связи с японцами повально обвиняли в шпионаже, вредительстве и сотрудничестве с милитаристской Японией, ссылая в лагеря.
«После Второй мировой войны об айнах было не принято упоминать нигде. Был секретный приказ Главлита, это орган цензуры, который так и назывался – О запрещении упоминания народности айнов в СССР», – вспоминает доктор исторических наук Александр Костанов. Когда Япония капитулировала, в 1946 году встал вопрос о репатриации японского населения с российских территорий. «Айны, как бывшие подданные империи, не рассматривались. Их считали подданными Японии», – говорит Костанов. Вот как почти все айны оказались на Хоккайдо.
Настоящее
В 2010 году, во время всероссийской переписи, айнами себя назвали 109 человека. Но записаны айнами по настоянию правительства Камчатского края они снова не были. Спустя пять лет айны зарегистрировались в качестве некоммерческой организации, но суд ее ликвидировал. Причина? Официально никаких айнов не существует.
«Это значит, что у нас нет права ловить рыбу или заниматься охотой, как у других малых народностей. Если мы выходим в море на маломерном судне – мы браконьеры. За это огромный штраф», – говорит Накамура.
На Хоккайдо есть корпорация «Утари» – это учебные культурные центры айнов, 55 отделений. У айнов в России нет ничего. Все учебники на английском или японском, привезенные из-за рубежа. «Мы пытались с ними сотрудничать, но потом отказались. Всегда возникает вопрос по Курильским островам, чтобы мы политизировались и высказались», – вспоминает он.
Но политизироваться айны не очень хотят. Говорить много про свою идентичность, кажется, тоже. В России, согласно статистическому докладу «Японские диаспоры за рубежом», проживает 2134 японца, и у некоторых из них также айнское происхождение, однако указывают они себя как японцы – это дает им безвизовый въезд в Японию. Тех, кому признание нужно, осталось так мало, что вспоминают о них только этнографы-исследователи. Накамура сказал, что это, наверное, последнее интервью, которое он дает: «Потому что мы никому не нужны».