«Айзелуортская Мона Лиза»: Леонардо да Винчи, возможно, написал еще одну «Мону Лизу»
962
просмотров
Дискуссия о картине "Айзелуортская Мона Лиза" тянется не одно десятилетие. Полотно имеет поразительное сходство с хранящейся в Лувре общепризнанной картиной кисти Леонардо да Винчи. Действительно ли ее писал он?

Копия или подлинник?

Для некоторых экспертов такое сходство видится доказательством того, что айзелуортское полотно является просто копией картины великого художника, сделанной примерно в то же время.

Другие историки искусств считают, что это более ранняя, незаконченная версия картины, написанная самим Леонардо да Винчи.

Иск о праве собственности

Теперь картина оказалась в центре судебного разбирательства за право собственности. Катализатором процесса, вероятнее всего, послужила рекордная продажа на аукционе в 2017 году другого спорного полотна Леонардо да Винчи – "Сальватор Мунди" ("Спаситель мира"), которое было продано за рекордные 450,3 млн долларов.

В споре об "Айзелуортской Моне Лизе" порядок цифр ненамного отличается, речь тоже идет о сотнях миллионов.

Называемая иногда "ранней Моной Лизой", картина последние полвека провела в хранилище банка Швейцарии. Ее приобрел консорциум, пожелавший сохранить инкогнито, в 2008 г. С тех пор она демонстрировалась публике в Сингапуре в 2014 и в Шанхае в 2016 г.

В июне этого года она впервые в текущем столетии была выставлена в Европе, во флорентийском палаццо Бастоджи. По окончании выставки картина была арестована по иску о праве собственности на 25% владения произведением искусства.

Адвокат истца, Джованни Баттиста Протти из Падуи, охарактеризовал своего клиента как "известную европейскую семью". Истец располагает историческими доказательствами того, что один из бывших владельцев картины продал долю в 25% его предкам.

Протти обратился во флорентийский суд с требованием наложить арест на картину на время разбирательства по праву собственности.

Ходатайство рассматривается судом 9 сентября.

Цюрихский Фонд Моны Лизы, созданный для изучения истории картины и якобы не имеющий никакого отношения к ее владельцам, сообщил CNN, что этот иск не заслуживает внимания, и подтвердил свое участие в судебном заседании.

Столетие вопросов

Несмотря на пробелы в раннем происхождении картины, ее история прослеживается до начала 20-го века. Ее нашел Хью Блейкер в английском загородном доме перед Первой мировой войной и перевез картину в Айзелуорт.

Джон Эйр, отчим Блейкера, увидев портрет Лизы дель Джокондо, опубликовал статью о найденной неизвестной картине Леонардо. О том, что он написал несколько портретов дамы, известно давно.

После смерти Блейкера картину приобрел коллекционер Генри Ф. Пулитцер. Он был уверен, что это подлинный Леонардо, и опубликовал в 1966 году книгу "Где находится "Мона Лиза"? В ней он утверждал, что принадлежащее ему полотно является единственным портретом Джокондо, написанным Леонардо.

Пулитцер поместил картину на хранение в Швейцарию в 1975 г. Потом она перешла к партнерше Пулитцера Элизабет Мейер. В 2008 году "Айзелуортскую Мону Лизу" приобрел теперешний владелец. Тогда же был создан и "Фонд Моны Лизы" для исследования происхождения полотна.

Право на 25%, по мнению Протти

Адвокат Протти утверждает, что Мейер владела только 75% картины. По имеющимся у него документам, в 1964 году галерея Пулитцера продала 25% картины португальскому производителю фарфора Лиланду Гилберту. Клиенты адвоката, от имени которых он подал иск, являются наследниками имущества Гилберта и имеют право на его долю в картине.

Мнение адвоката "Фонда Моны Лизы"

Марко Пардуччи, который представляет фонд и якобы не имеет отношения к теперешним владельцам картины, сообщил CNN, что представленные суду доказательства показывают, что наследник Пулитцера был полным и законным владельцем картины.

Юридические пререкания

Потенциально стоимость 25% картины может быть огромной. "Сальватор Мунди" стал самым дорогим произведением искусства, когда-либо продававшимся на аукционе. Эта картина тоже долгое время считалась копией.

После реставрации и тщательных экспертиз Национальная галерея в Лондоне признала ее оригинальной работой великого Леонардо да Винчи.

В настоящее время из примерно 20 уцелевших картин Леонардо только "Сальватор Мунди" остается в частной коллекции. Если подтвердится, что "Айзелуортская Мона Лиза" принадлежит его кисти, стоимость картины будет примерно такой же, как и "Сальватора Мунди".

Адвокат Джованни Баттиста Протти утверждает, что его клиент не заинтересован в будущих доходах. Иск о восстановлении права собственности подан, чтобы вернуть картину на всеобщее обозрение. Он не хочет держать ее в течение еще 40 или 50 лет в хранилище швейцарского банка. Картина кисти Леонардо да Винчи имеет ценность для всего человечества.

"Фонд Моны Лизы" ставит под сомнение сроки подачи иска. Генеральный секретарь Джоэль Фельдман предполагает, что клиенты Протти знакомы с опубликованными заключениями искусствоведов, поэтому и подали иск сейчас, хотя картина публично выставлялась в течение нескольких последних лет.

Протти парировал, что подача иска во время выставки во Флоренции является вопросом юрисдикции.

Мнение искусствоведов

Как показал опыт идентификации авторства картины "Сальватор Мунди", это очень сложный и противоречивый процесс. Учитывая, сколько времени "ранняя Мона Лиза" находилась в хранилище, эксперты не имели возможности детально изучить ее.

Ряд исследований, которые приводят специалисты фонда, в основном сосредоточены на различиях между картинами из Айзелуорта и Лувра. На основании различий композиций, фона и позы дамы, а также того, что она написана на холсте, а не на дереве, исследователи полагают, что она не является копией.

Но ведущие искусствоведы по-прежнему считают "Айзелуортскую Мону Лизу" копией. Мартин Кемп, эксперт по Леонардо да Винчи и почетный профессор Оксфордского университета, ставит под сомнение вывод фонда. Кемп считает картину одной из многих "не-Леонардо", существующих на границе искусствоведческой науки. В качестве аргумента он привел данные спектрального анализа, который выявил под верхним слоем картины структуры, совсем не похожие на рисунки Леонардо.

"Все люди, которые писали о Леонардо да Винчи основательно и серьезно, либо игнорировали ее, либо отвергали", - утверждает Мартин Кемп.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится