Акира Ёсидзава – крестный отец оригами
Акира Ёсидзава, разумеется, не изобретал оригами. Но благодаря ему искусство оригами стало таким, каким мы его знаем. Он родился в Каминокаве в 1911 году, рос в бедной крестьянской семье, а в тринадцать лет оставил школу, чтобы устроиться на работу. Однако юношей он был любознательным и мечтал о большем, а потому начал посещать вечернюю школу. Поступив на машиностроительный завод на должность чертежника, он уже вскоре получил возможность обучать новичков. Тут и пригодилось его давнее увлечение оригами – основы геометрии он объяснял, складывая известные всем фигурки.
Не оставлял он занятие бумажным искусством и в годы Второй мировой, во время работы в военном госпитале – раненые хоть немного отвлекались от мучавших их болей и кошмаров, глядя на бумажных журавлей и бабочек…
И вот война позади – позади и прежний мир, и теперь Ёсидзава, бедствующий вдовец, берется то за одну тяжелую работу, то за другую, чтобы прокормить себя, но любимого дела не бросает… И вот однажды к нему, чудаку из префектуры Тотиги, обратился редактор известного журнала – им срочно понадобился мастер, способный сделать в традиционной технике оригами образы животных китайского календаря. Наутро после выпуска журнала Ёсидзава проснулся знаменитым – и слава его только росла. За свою долгую жизнь мастер выпустил почти два десятка книг об оригами, изобрел новые методы работы с бумагой (например, мокрое складывание) и открыл Международный центр оригами в Токио.
Эрик Жуазель - оригами как жизнь
Метод мокрого складывания, разработанный Ёсидзавой, довел до совершенства французский мастер Эрик Жуазель. Увидев однажды работы своего японского предшественника, он буквально заболел оригами, а потеряв работу (Жуазель был менеджером типографии), решил посвятить жизнь искусству складывания бумаги. Он был человеком вдумчивым и щепетильным в работе, мог посвятить разработке схемы и сборке одной фигурки несколько лет – ведь в оригами принципиально важно отсутствие склеиваний и разрезов!
Фигурки Жуазеля – изысканные и сложные. Обычно это животные и сказочные персонажи (например, цикл работ по «Властелину колец» Толкина), широко представлены в его творчестве образы музыкантов и актеров комедии дель арте. Коллекционеры были готовы отдать любые деньги за его работы, их покупали музеи, книги с его схемами тоже расходились, как горячие пирожки, но Жуазель работал медленно – очень медленно, а значит, и «сорвать куш», продав очередному любителю бумажного искусства фигурку, ему доводилось крайне редко. Даже некролог Жуазеля содержал в себе одну из его легендарных схем – правда, никто так и не смог воплотить ее в жизнь так, как мог бы он…
Марианна Эриксен-Скотт Хансен – фея бумажных цветов
Цветы из бумаги – известный элемент декора, и едва ли не каждая девочка (и многие мальчики!) делала в жизни нечто подобное. Однако Марианна, художница и дизайнер одежды из Копенгагена – настоящая волшебница.
Ее огромные многослойные цветы из тончайшей бумаги, созданные полностью вручную, пышные и окрашенные в нежные цвета, украшают витрины престижных бутиков, расцветают на корпоративах крупных брендов и в дорогих отелях.
Кэлвин Николлс и его бумажная анималистика
Канадский скульптор Кэлвин Николлс вместо глины, гипса или мрамора предпочитает использовать бумагу. Он работает так чисто и аккуратно, а его скульптуры (бумажными поделками это не назовешь!) так реалистичны и полны убедительных деталей, что кажется – вот-вот оживут… Главная тема творчества Николлса – это, конечно же, флора и фауна родной страны, экзотические животные и домашние любимцы.
Художник использует остро заточенный нож, скальпели и ножницы, аккуратно отрезая крошечные кусочки и полосы бумаги и наклеивая их на основу, чтобы добиться естественного вида шерсти или оперения. Его многослойные работы могут достигать двух метров по длинной стороне, но чаще всего представляют собой рельефы, а не круглую скульптуру.
Аллен и Пэтти Экман – инновационное бумажное литье
Аллен Экман вырос на ферме, служил в морской пехоте, воевал во Вьетнаме – и обратился к искусству в довольно взрослом возрасте. С Пэтти он познакомился в колледже, где они получали художественное образование – оба заочно. Супруги развивали собственное рекламное агентство, растили троих детей, но спустя двенадцать лет своей дизайнерской карьеры решили обратиться к изобразительному искусству. Они создали собственную технологию работы с бумагой, напоминающую скорее художественное литье с использованием силиконовых форм, куда заливается окисленная бумажная масса.
Основные образы их бумажных скульптур – это представители коренных народов Северной Америки. Эта тема исключительно важна для Аллена – когда-то в детстве он нашел в поле наконечник индейской стрелы, и, только взглянув на этот обломок, дед раскрыл ему тайну об индейских корнях их семьи. Пэтти в их творческом дуэте отвечает за изображение растений и животных.
Евгения Евсеева – очаровательный квиллинг
Еще одна популярная технология работы с бумагой – это квиллинг. Одна из самых интересных отечественных мастериц в этом направлении – Евгения Евсеева. Она одевает вполне узнаваемых героинь известных картин и фотографий в одежду и украшения, выполненные в технике квиллинга, что позволяет персонажам как бы «выйти» за плоскость изображения. В ряду работ Евгении Евсеевой – знаменитости вроде Вивьен Ли и Мерилин Монро, очаровательные дамы ушедших эпох и вполне современные загадочные незнакомки.
Хади Шафи и ее бумажная абстракция
Квиллинг может быть очень далек от многоцветных растительных орнаментов из бумажных спиралек. Художница Хади Шафи – одна из немногих представителей современного абстракционизма, чьи работы приятно удивляют свежестью решения.
Уроженка Ирана, работающая в Нью-Йорке, Шафи создает объемные многоцветные композиции из скрученных полос бумаги, лишенные даже намеков на какой-либо образ – чистая форма, чистый цвет, как завещал Малевич.
Лиза Нильссон – анатомия и ковры
Лиза Нильссон впервые привлекла внимание общественности своим «анатомическим квиллингом» - изображением органов человеческого тела в этой, казалось бы, наивной и почти детской технике. Мозг или кишечник из бумажных спиралей – решение неожиданное. Кроме того, художница создает и орнаментальные работы, напоминающие восточные ковры.
Лиза использует исключительно бумагу из древесины тутового дерева, помещает свои работы в деревянные же рамы, иногда напоминающие алтарные створки, или в обтянутые бархатом коробочки. По словам художницы, квиллинг древнее, чем кажется – он возник и процветал в монастырях, где его использовали для оформления корешков Библии.
Одни художники выбирают деликатную и нежную бумагу, а другие предпочитают материалы более брутальные. Например, экспрессивные скульптуры Робина Уайта, созданные из стальной проволоки, вызывают восторг и умиление зрителей.