Актриса до последнего вздоха: почему в раннем уходе Любови Полищук винили Андрея Миронова и как «несоветское» лицо мешало ее карьере
537
просмотров
15 лет назад, 28 ноября 2006 г., оборвалась жизнь замечательной актрисы, всенародной любимицы, народной артистки России Любови Полищук. Она сыграла более 90 ролей в кино, но большинство из них были эпизодическими. Правда, любой эпизод она могла превратить в настоящий шедевр.

Почему первый фильм, который принес ей громкий успех, легендарные «Двенадцать стульев», называли роковым для актрисы, что заставило Полищук сочувствовать «интердевочкам», из-за чего она лишилась многих ролей, и как съемки «Моей прекрасной няни» стали ее актерским подвигом – далее в обзоре.

«Двенадцать стульев»

«Двенадцать стульев» Андрей Миронов и Любовь Полищук в фильме *Двенадцать стульев*, 1976

Любовь Полищук дебютировала в кино в 25 лет в фильме «Скворец и Лира», правда, ее роль была совсем крохотной, а имя даже не упоминалось в титрах. Спустя 2 года ей снова досталась эпизодическая роль без слов, но именно она принесла актрисе первую громкую популярность и на долгие годы стала ее визитной карточкой. Это была девушка мечты Остапа Бендера в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев».

«Танго страсти», которое станцевали Любовь Полищук и Андрей Миронов, стало поистине легендарным. И дело тут не только в блестящем актерском исполнении этой сцены. Уже после того, как стало известно о страшном диагнозе актрисы – саркоме позвоночника, оборвавшей ее жизнь в 57 лет, многие начали говорить о том, что началом конца стал именно тот эпизод в фильме, где Остап Бендер во время танца роняет партнершу на пол.

Андрей Миронов и Любовь Полищук в фильме *Двенадцать стульев*, 1976

По мнению врачей, такое заболевание позвоночника могут спровоцировать травмы. И то самое падение на съемках многие считали причиной проблем актрисы со здоровьем – якобы ассистенты не успели вовремя положить на пол страхующие маты и матрасы, и Полищук рухнула на пол, серьезно повредив спину. Поэтому многие ополчились на Андрея Миронова: мол, ради эффектного кадра пренебрег безопасностью и травмировал актрису!

Правда, режиссер Марк Захаров называл это актерской байкой и видел причину заболевания совсем в другом. «Я стоял в полутора метрах от этого трюкового падения и все прекрасно видел. Это потом кто-то придумал веселую историю, что забыли положить матрас и грохнули актрису на голый пол. Но это всего лишь театральная байка! Ведь Люба попадала в жуткую автомобильную катастрофу, где ей выбило диски позвоночника. И вот уже после этого у нее и начались проблемы со спиной», – рассказывал Марк Захаров.

Любовь Полищук в фильме *Двенадцать стульев*, 1976

Травм у нее действительно хватало. Актриса несколько раз падала с лошади, после чего мучилась от болей в спине. В 1985 г. у нее во время выполнения трюка на съемках вылетели 3 межпозвоночных диска. В 2000 г. Любовь Полищук попала в автокатастрофу, и снова основной удар пришелся на позвоночник. Поэтому винить Андрея Миронова в том, что он однажды «неаккуратно уронил» актрису, было вряд ли правомерно.

«Интердевочка»

«Интердевочка» Любовь Полищук в фильме *Интердевочка*, 1989

Многие черты для своих образов актриса придумывала сама. Так было и на съемках «Интердевочки», где Полищук сыграла представительницу «первой древнейшей» со стажем. У ее героини были реальные прототипы – актриса видела «ночных бабочек» у себя во дворе и копировала на съемочной площадке их манеру поведения. Некоторые реплики для своей героини она тоже написала сама.

Любовь Полищук в фильме *Интердевочка*, 1989

Актриса не скрывала того, что никакого презрения к этим женщинам у нее нет, наоборот, она им искренне сочувствовала: «Мне жаль этих женщин, и я не считаю, что они в этом виноваты. И какой бы ни была моя героиня, я всегда ей сочувствую и всегда хочу ее оправдать. Женщины оказывают мужчинам интимные услуги за деньги с незапамятных времен. Так разумно ли закрывать на эту очевидность глаза? Это глупость, из-за которой страдают и те, и другие – от болезней, бандитского беспредела, милицейского произвола, мошенников и садистов. Если это дело легализовать, всей этой грязи станет намного меньше».

Несыгранные роли

Несыгранные роли Народная артистка России Любовь Полищук

На самом деле ярких киноролей в ее карьере могло бы быть намного больше! Очень часто актриса лишалась возможности сыграть в легендарных фильмах, и происходило это не по ее воле. Из-за размолвок с руководством «Мосфильма» Полищук попала в неофициальный «черный список» актрис, которых не рекомендовалось приглашать на главные роли.

Марк Захаров планировал продолжить сотрудничество с Полищук и пригласил ее на съемки фильма «Тот самый Мюнхгаузен». О том, что потом произошло, режиссер рассказывал: «Начальство посмотрело и сказало, что эпизод с ней надо убрать. Я знаю, что в те времена были списки тех, кому запрещалось играть главные роли. В них были и Инна Чурикова, и Ролан Быков, возможно, и Любовь Полищук».

Кадры из фильма *Приключения принца Флоризеля*, 1979

Полищук могла бы стать Манькой-Облигацией в фильме «Место встречи изменить нельзя». Ларисе Удовиченко изначально предложили роль сержанта Синичкиной, но она упросила режиссера отдать ей Маньку. А типаж Полищук категорически не соответствовал образу советского милиционера. Слишком яркой и эксцентричной оказалась актриса и для образа сельчанки Надежды в фильме «Любовь и голуби». А ведь именно она была главной претенденткой на эту роль, которую в результате отдали Нине Дорошиной.

Народная артистка России Любовь Полищук

Официально причина отказов чаще всего звучала так: слишком чувственное, «несоветское» лицо. Полищук говорила с горечью: «Мне вообще не повезло с кино. Там у меня не было серьезных предложений. То же и с телевидением, на которое меня просто не пускали 12 лет. Был там один то-ва-рищ, который говорил: «Даже кинопробу мне не показывайте – у этой артистки несоветское лицо!» А когда лицо стало нормальное, российское, для кино я как бы уже постарела. И то, что я могла хорошо сыграть на киноэкране, прекрасно делают молоденькие девчонки. Может быть, с чуть меньшим темпераментом…».

«Моя прекрасная няня»

«Моя прекрасная няня» Любовь Полищук и Анастасия Заворотнюк в сериале *Моя прекрасная няня

О театре Любови Полищук пришлось забыть, когда старые травмы спины вновь дали о себе знать, и она перенесла несколько операций на позвоночнике. А потом во время планового обследования услышала тот самый страшный диагноз. Ей приходилось ходить в специальном корсете и терпеть сильные боли, но от съемок актриса не хотела отказываться до последнего.

Одной из последних киноработ Любови Полищук стала роль матери главной героини в сериале «Моя прекрасная няня». Актриса стала настоящим украшением этого проекта, каждое ее появление на экране вызывало улыбку и хохот у зрителей. А вот ей самой тогда было совсем не до смеха.

Кадр из сериала *Моя прекрасная няня*

В перерывах между съемками актриса ложилась в больницу, а потом снова возвращалась на площадку. Ее коллега, актер Борис Смолкин, вспоминал, как Полищук привозил ее директор, провожал в гримерку, где она лежала на диванчике, а потом выходила и как ни в чем не бывало отыгрывала свои сцены. О том, каких физических и моральных усилий ей это стоило, окружающие могли только догадываться!

Любовь Полищук в сериале *Моя прекрасная няня*

При этом она продолжала импровизировать и вносить свои краски в образ. Ее героиню в сценарии звали Светлана, но в первый же день съемок, в эпизоде знакомства мамы Вики с Максимом Шаталиным, актриса протянула ему руку и заявила: «Здравствуйте, я – Викина мама, но для вас просто Любофф!» Режиссеру так понравилась эта находка, что героине решили оставить имя актрисы.

Кадр из сериала *Моя прекрасная няня*

Сын актрисы пошел по ее стопам и добился немалых успехов, правда, на его пути было немало препятствий: Детские обиды и взрослые ошибки Алексея Макарова.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится