Почти инженер
Работать Сутеев начал уже в 14 лет. Он рисовал диаграммы для выставок здравоохранения и дипломы для победителей спортивных соревнований, а также подрабатывал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале и инструктором физкультуры в младшей школе. Сутеев поступил на инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища, но не доучился: увлечение искусством оказалось сильнее. И тогда будущий иллюстратор стал студентом художественного факультета Государственного техникума кинематографии.
Амбидекстр
Сутеев одинаково хорошо управлял как левой, так и правой рукой. «Я пишу правой рукой, а рисую — левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая», — рассказывал он. Эта способность всегда приводила в восторг детей. Художника часто приглашали выступать с лекциями в школы. Он брал мел и одновременно рисовал на доске двух «зеркальных» собачек — левой и правой рукой.
Пионер советской анимации
В 1925 году Сутеев дебютировал в качестве мультипликатора ленты «Китай в огне», которая стала первым советским полнометражным мультфильмом. А в 1931 году он создал первый советский звуковой мультфильм «Улица поперек». В анимации Сутеев был самоучкой — его единственным учебником были работы знаменитого Уолта Диснея.
Автор образа Чиполлино
Именно с иллюстрациями Сутеева на русском языке впервые вышла книга «Приключения Чиполлино», а также сказки Альфа Прёйсена «Веселый Новый год» и Лилиан Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». За свою жизнь Сутеев создал несколько тысяч самых разных работ — от иллюстраций к сказкам и к журналам «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионерская правда» до рисунков для этикеток жестяных банок с мармеладными дольками. Работал он и над диафильмами, например рисовал кадры для «Слоненка» Редьярда Киплинга и «Сказок дядюшки Римуса» Джоэля Харриса.
Солдат Красной армии
Сутеев принимал участие в Белорусской операции, был в окружении, участвовал в боях на Юго-Западном фронте.
«Наступил 1941-й год. Я только что закончил фильм «Муха-цокотуха». Ночью 22 июня показывал его в Комитете кинематографии, а уже 24-го отправился на Юго-Западный фронт. Весной 1943 года был откомандирован на киностудию «Воентехфильм», — вспоминал художник в статье для журнале «Детская литература».
Не только художник, но и писатель
Первая книга Сутеева «Две сказки про карандаш и краски» вышла в 1952 году. Корней Чуковский отозвался на нее теплой рецензией в «Литературной газете», и с этого момента в издательстве «Детгиз» стали выходить сказки Сутеева с иллюстрациями самого автора.
«Эти книжки до сих пор почему-то упорно именуют «книжки-картинки», хотя я не вижу в них ничего специфического. Может быть, потому что автор — художник! Вот почему мне часто задают вопрос: «Скажите, как вы задумываете свои сказки? Что рождается раньше — рисунок или текст?» Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа, так же как и на вопрос: «Что было раньше — курица или яйцо?» — из автобиографии Владимира Сутеева в журнале «Детская литература».
Сутеев был автором сказок «Мешок яблок», «Кто сказал «мяу»?», «Про Бегемота, который боялся прививок», «Палочка-выручалочка», «Мы ищем кляксу» и других. По мотивам многих из них стали сняли знаменитые мультфильмы.
Терпеливый влюбленный
Владимир Сутеев был влюблен в художницу «Союзмультфильма» Татьяну Таранович. Однако на момент их встречи она была уже замужем. Сутеев писал ей трогательные письма, рисовал себя и возлюбленную в образах Цыпленка и Утенка. Почти 40 лет он ждал, когда Татьяна согласится выйти за него замуж, и в итоге его мечта сбылась. Они поженились, когда Сутееву было 80, а Татьяне — 67 лет. В браке они прожили 10 лет, до смерти художника в 1993 году.