В начале его творческого пути о нем говорили как об одном из лучших и самых красивых романтических героев советского кино, затем – как о самобытном режиссере-лирике, зажегшем звезду Веры Глаголевой, а в конце 1980-х гг. на него обрушился шквал критики из-за его решения уйти из семьи и эмигрировать в США. Что заставило его принять такое решение и сбылась ли американская мечта режиссера – далее в обзоре.
Настоящее имя Нахапетова – Родина! История происхождения этого необычного имени, как и появления на свет его обладателя, заслуживают отдельного внимания. Будущий режиссер родился в 1944 г. в украинском городе Пятихатки. Его мать, Галина Прокопенко, во время войны была связной подпольной организации и не оставила свою деятельность даже тогда, когда ждала ребенка. Будучи беременной, она попала в плен и была отправлена в концлагерь, откуда ей удалось бежать. Она пробиралась к своим, прячась от бомбежек в подвалах полуразрушенных домов, и во время одной из них ее сын появился на свет. Мать назвала его в честь своей подпольной организации – Родина. Близкие называли его Радиком, а позже, при выдаче паспорта, имя преобразовалось в «Родин», а затем – в «Родион». Долгое время он был уверен в том, что его отец, армянин Рафаил Нахапетов, состоявший в той же подпольной организации, погиб на фронте, но позже мать призналась, что он после войны вернулся в Армению, где его ждали жена и дети. В первый и последний раз Родион встретился с ним в 11 лет.
Послевоенные годы для Родиона и его матери были очень тяжелыми – своего жилья у них не было, они кочевали по съемным комнатам. Когда ему было 9 лет, мать, которая уже давно болела туберкулезом, попала в больницу, а Родиона отправили в детский дом, где он провел полтора года. О своих впечатлениях от пребывания там Нахапетов позже рассказал в документальном фильме «Помнишь?» в 1970 г. Эпизод, в котором детдомовцы спящему мальчику вставляют бумажки между пальцев ног и поджигают их, не был вымышленным – именно так прошла первая ночь в детском доме у самого Родиона. Там ему пришлось научиться драться и давать отпор обидчикам. Когда после этого мать забрала его в 9-метровую комнатку в коммуналке, выделенную ей в Днепропетровске, мальчику это показалось настоящим счастьем.
Однажды на новогоднем спектакле Родиону поручили сыграть медведя. Именно тогда он впервые задумался об актерской профессии. После этого он начал заниматься в драмкружке, а после школы с первой попытки поступил на актерский факультет ВГИКа, а позже окончил и режиссерский. Еще во время учебы Нахапетов начал сниматься в кино – его первыми киноработами стали роли в легендарных фильмах Василия Шукшина «Живет такой парень» и Марлена Хуциева «Мне двадцать лет».
Во второй половине 1960-х гг. к Родиону Нахапетову пришла первая популярность после ролей в фильмах «Нежность» и «Влюбленные». Тогда его называли одним из лучших романтических героев и настоящим представителем своего времени – немногословным интеллигентом. Многим зрителям он запомнился и в образе разведчика в фильме «Пароль не нужен». Всесоюзная слава пришла к нему после роли оператора Потоцкого в фильме Никиты Михалкова «Раба любви».
В 1972 г. Нахапетов окончил режиссерский факультет и начал снимать кино. Его первой полнометражной работой стал фильм «С тобой и без тебя», который посмотрело 18 млн зрителей. За свой режиссерский дебют Нахапетов получил премию на кинофестивале в Бельгии. Во время подготовки к съемкам следующего фильма – «На край света» – 32-летний режиссер познакомился с 18-летней Верой Глаголевой. Она не была профессиональной актрисой и не собиралась ею становиться, а на «Мосфильм» пришла за компанию с подругой. Нахапетов попросил ее почитать текст вместо актрисы, отсутствовавшей на пробах, и его так поразила ее непосредственность, простота и естественность, что он решил отдать ей эту роль.
Поначалу ему просто понравился ее типаж, он сначала увлекся ею как актрисой, а потом – и как женщиной. Вскоре после завершения съемок она стала его женой. Их брак просуществовал 15 лет, у пары родилось двое дочерей. Вера Глаголева стала его музой, его Галатеей, он снимал ее во всех своих фильмах, «лепил» из нее актрису и очень ревностно относился к ее съемкам у других режиссеров. Но она быстро взрослела, менялась, искала собственный творческий путь, перестала смотреть на него снизу вверх, и постепенно они начали отдаляться друг от друга. Родион и сам не заметил, когда его чувства к ней начали остывать и перерождаться в дружеские, родственные.
Первый фильм, в котором Нахапетов не снимал Глаголеву, – «На исходе ночи» – их и разлучил, как позже признался режиссер. Это был первый советский фильм, приобретенный американцами для кинопроката, и режиссер отправился в США. В Лос-Анджелесе он познакомился с дочерью русских эмигрантов Натальей Шляпникофф, которая стала его менеджером. Тогда Нахапетов и не думал об эмиграции – он отправился в США ненадолго, только для того, чтобы обсудить прокатную судьбу своего фильма, а остался там навсегда.
О причинах переезда в США режиссер позже говорил: «Мне казалось, что лиричный кинематограф уходит куда-то в сторону, а я ведь лирик по своей натуре. Поэтому появился шанс поехать в Штаты. Я уже бывал здесь, но когда приехал с фильмом, который я сделал, это была уже совершенно другая позиция. Меня вдруг начали воспринимать как уважаемого режиссера. Вот на этом порыве, да еще и с приглашением студии, у меня состоялся тот перелет». Поначалу он собирался обосноваться там самостоятельно, а потом прислать вызов Вере и дочерям, но тут деловые отношения с Натальей неожиданно для него самого переросли в романтические.
Когда Глаголева прилетела к нему в США, было уже поздно что-то менять. Нахапетов вспоминал: «Между мной и Верой с первой же минуты ее пребывания в Америке пролегла холодная тень, которую Вера старалась не замечать. Я был вежлив с нею, но держал дистанцию, не оставляя сомнений, что у меня есть другой человек. Напряжение росло. Вера с трудом прятала от дочерей слезы, а я изо всех сил старался занять себя работой. Лишь девочки, не догадываясь о беде, были по-настоящему счастливы...».
Развод был для Веры Глаголевой очень болезненным, но она не сказала о бывшем муже ни одного плохого слова и не препятствовала его общению с дочерьми. Позже она нашла свое счастье с бизнесменом Кириллом Шубским, а с бывшим мужем поддерживала дружеские отношения. Когда в 2017 г. ее не стало, для Нахапетова это стало большим потрясением – он ничего не знал о ее болезни и никак не ожидал того, что она уйдет раньше него. Он говорил, что с ней ушла часть его жизни.
Его творческая судьба в США сложилась очень успешно. Правда, ему пришлось ждать 8 лет, пока с ним заключили контракт на съемки фильма «Телепат». Работая в Голливуде, он часто бывал и в России, сотрудничая с местными режиссерами и актерами. Результатом этой работы стал один из фильмов сериала «Убойная сила-2», снятый в Америке, и совместный проект России и США «Русские в городе ангелов». В 2004 г. за рубежом вышел его фильм «Пограничный блюз», в 2005 г. в России состоялась премьера комедии «Моя большая армянская свадьба», спустя еще 2 года вышел фильм «Заражение». В наши дни в планах у режиссера – съемки фильма о святителе Иоанне Шанхайском, а в США он ждет премьеры своего фильма «Вино из одуванчиков» по произведению Рэя Брэдбери.
С Натальей Шляпникофф они венчались в церкви. Благодаря ей он и сам пришел к вере и открыл для себя новые духовные горизонты. Вместе они открыли благотворительный фонд помощи детям с врожденным пороком сердца. Дочь жены от первого брака стала для него родной, а Наталья смогла наладить общение с его дочерьми. Несмотря на то, что в США Нахапетов живет уже более 30 лет, своей родной страной он до сих пор считает Россию.
О своей первой жене Родион Нахапетов до сих пор вспоминает с нежностью: Вера Глаголева и Родион Нахапетов: понять и простить