Как сложилась его судьба после этого, и почему сбритые усы лишили актера большинства его поклонников – далее в обзоре.
Его путь был предопределен с рождения, ведь Андрей родился в семье актера, поэта, драматурга, члена Союза писателей Петра Градова и рос в творческой атмосфере. Песни на стихи его отца исполняли Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Людмила Гурченко. Он написал сценарий к фильму «Матрос с «Кометы», после чего семье дали квартиру в Доме кинематографистов, где их соседями были Татьяна Пельтцер, Георгий Юматов, Владимир Гуляев, Иван Рыжов и Леонид Гайдай.
Когда Андрею было 8 лет, его родители попали в автокатастрофу, в результате которой мать погибла, а отец несколько месяцев провел в больнице. Андрея и его сестру на какое-то время отправили к бабушке с дедушкой, которые тоже были актерами. О том, что их мамы больше нет, им сказали только через полгода. Отец посвятил детям всю дальнейшую жизнь, он женился во второй раз только через 30 лет, когда они были уже взрослыми. С этой утратой Андрей так и не смог смириться. Он ощущал мамино незримое присутствие всегда и позже признавался, что в самые тяжелые моменты его жизни она словно приходила на помощь и оберегала, как ангел-хранитель, когда он однажды едва не утонул в болоте, а в другой раз на реке чуть не попал под винт теплохода.
Первой в кино начала сниматься сестра Андрея Таня. Их сосед, режиссер Леонид Гайдай заприметил ее во дворе и пригласил в свой фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где она сыграла неугомонную девочку Леночку, из-за которой ее бабушка-сторож пропустила работу. В будущем она не стала связывать свою судьбу с актерской профессией, а вот ее брат, занимавшийся в английской спецшколе и поначалу не помышлявший о сцене и съемочной площадке, вместо факультета иностранных языков вдруг выбрал Щукинское театральное училище. Его однокурсниками стали Елена Коренева и Юрий Беляев.
Свою первую роль в кино Андрей Градов получил благодаря такой же случайности, как и его сестра Таня. Однажды в лифте он столкнулся с соседом, народным артистом РСФСР Иваном Рыжовым, и тот, узнав о его завершенном образовании в «Щуке», помог попасть на пробы в фильм «Побег из тюрьмы». Для Андрея это было настоящим подарком судьбы, ведь после учебы он не пошел ни в один из театров – всегда мечтал только о кино.
Дебютировав в 1977 г., в 23-хлетнем возрасте, с тех пор актер снимался без пауз на протяжении 15 лет. Ежегодно на экраны выходило по несколько новых фильмов с его участием. Первая популярность пришла к нему еще в конце 1970-х гг., после главной роли в фильме «Голубые молнии» – тогда он попал на обложку журнала «Советский экран», а всесоюзную славу принесла главная роль в музыкальной комедии «Берегите женщин».
После того, как этот фильм вышел на экраны, многие восхищались не столько самим сюжетом или игрой актеров, сколько песнями, которые исполнял герой Градова. Он до сих пор слышит комплименты в свой адрес по этому поводу и уже устал объяснять, что на самом деле все песни в этом фильме исполняли Сергей Беликов и Юрий Антонов, для которого эта киноработа стала первой. А сам Градов на момент съемок даже не умел держать в руках гитару и схватил гриф правой рукой, когда ему вручили инструмент. Тогда он дал себе слово научиться играть на гитаре – и не только сдержал его, но даже одно время ездил с концертами по стране.
Лучше всего Андрею Градову удавались образы романтических героев. В эпоху Перестройки, когда на экраны пришли совсем другие герои из криминальных фильмов, добрые и светлые мелодрамы были большой редкостью, как, например, фильм Александра Полынникова «Приморский бульвар». Он тоже запомнился зрителям замечательными песнями, каждая из которых была представлена как самостоятельный музыкальный клип, в исполнении «Веселых ребят», Ольги Зарубиной и Валентины Легкоступовой. В 1980-х гг. эти песни занимали первые строчки всех музыкальных хит-парадов, а актеры, исполнившие главные роли, – Андрей Градов, Анна Назарьева, Александр Кузнецов и Ольга Кабо – стали кинокумирами и даже символами эпохи 1980-х гг.
При этом Андрей Градов не стал актером одного амплуа – он снялся и в одном из первых советских боевиков «Найти и обезвредить». Фильм о том, как компания студентов помогает милиции поймать бандитов в тайге, посмотрело больше 24 млн зрителей, после чего актер уже не мог ходить по улице и пользоваться общественным транспортом – поклонники останавливали его на каждом шагу.
Актер продолжал много сниматься до 1993 г., а потом надолго пропал с экранов – кризис в кинематографе разрушил судьбы многих артистов и не обошел стороной и Андрея Градова. Когда работы не было, выручал дубляж – он озвучил всего более тысячи иностранных фильмов! В годы простоя выручали и съемки в рекламе. Но однажды из-за этого актер попал в историю, которая изрядно потрепала ему нервы.
Его пригласили сняться в рекламе моющего средства, за что он получил неплохой гонорар. А через месяц производители другого моющего средства – главные конкуренты его заказчиков – тоже предложили ему съемку. Более того, с актером заключили эксклюзивный договор о том, что он станет рекламным лицом этой торговой марки. Когда новый ролик с участием Градова появился в эфире, его первые заказчики начали ему звонить с угрозами: «Тебе что, по улицам надоело ходить?». Ему даже пришлось обратиться за помощью к друзьям из силовых структур – только после этого звонки прекратились.
В новом столетии, после долгого перерыва Андрей Градов снова вернулся к актерской профессии, вот только большинство поклонников его попросту не узнали! В начале 2000-х гг. актер сыграл свою единственную отрицательную роль в сериале «Игра на выбывание», и режиссер настоял на том, чтобы для съемок в этом фильме Градов сбрил усы. Ему очень не хотелось это делать, ведь он считал усы своей визитной карточкой. Как это ни странно, такая смена имиджа сказалась на его творческой судьбе – казалось бы, незначительная трансформация вдруг изменила его до неузнаваемости.
Андрей Градов до сих пор остается успешным артистом, он стал одним из самых востребованных актеров дубляжа, много снимается в фильмах и сериалах, но главных ролей ему почти не предлагают, и таких же ярких работ, как в 1980-х гг., у него больше не было. У актера появились новые поклонники, вот только они никак не ассоциируют его с тем киногероем, который стал символом эпохи 1980-х…