Их объединила вера
У Анны светлые кудрявые волосы, тонкие брови, очерченные скулы. Она родилась в начале XX века в Германии, окончила там гимназию и школу торговли. Потом встретила мужчину, от которого забеременела. Поскольку девушка была верующей, рождение ребёнка вне брака стало для неё огромным ударом. Это был грех и позор, который она проживала заново каждый новый день. Анна постоянно испытывала чувство вины и искала в себе силы жить с этой тяжестью дальше. А потом в восьмилетнем возрасте её дочка скончалась от онкологического заболевания, а отец ребенка исчез навсегда. Женщине пришлось начать всё с чистого листа и снова устроиться на работу. Она вышла в офис, где и познакомилась с Йозефом Михелем.
Йозеф был круглолицым светловолосым мужчиной, который тоже вырос в верующей семье. Три его тётушки были монахинями. Сам Йозеф к моменту встречи с Анной успел побывать на фронте (шла Первая мировая война), в плену, подрабатывал плотником. Но в конечном счёте нашел своё место в церкви: параллельно с офисной работой пошел в ученики к священнику.
Вера объединила Йозефа и Анну, молодые люди довольно быстро сыграли свадьбу. Правда, из-за греха, который несла женщина, на церемонии её лицо было закрыто чёрной вуалью. В 1952 году в крохотной немецкой деревушке у супругов родилась первая общая дочь — Анна-Элизабет Михель.
Девочка воспитывалась в строгости, которая только была возможна в семье убежденных католиков
Вся её жизнь с самого раннего возраста состояла из религиозных обрядов. Анна-Элизабет пела в церковным хоре, регулярно посещала мессу, где читала розарии. Она спала на голом полу каждую середину зимы, а 13-го числа каждого месяца держала аскезу и молилась еще усерднее: в эти дни семья отмечала День Девы Марии Фатимской. Кумиром для семьи Михель была их соседка, которая каждый день ходила 5 часов в церковь пешком — чтобы просто помолиться. Многие потом говорили, что религиозность супругов Михель порой доходила до фанатизма.
Со временем у Анны-Элизабет появились три сестры. Отношения у девочек были хорошими, да и детство их, несмотря на строгое, консервативное воспитание, все-таки нельзя было назвать безрадостным. Анна-Элизабет, например, много играла на свежем воздухе, проводила время с близкими, брала уроки музыки, ей нравилось учиться в школе — уже тогда девочка мечтала стать учительницей начальных классов. А если случались какие-то трудности, она всегда обращалась к религии, где находила ответы на все свои вопросы. Единственное, что беспокоило Анну-Элизабет и ее родителей, — это здоровье: девочка была достаточно болезненной.
Первые приступы
Однажды, когда Анне-Элизабет было 16 лет, она неважно почувствовала себя на школьном уроке. Одноклассники и учитель потом рассказывали, что девочка как будто на несколько секунд впала в транс. Ее отправили домой — оставшийся день Анна-Элизабет отлёживалась в кровати. А ночью у нее случился первый в жизни приступ эпилепсии. Тогда она сильно прикусила себе язык, что очень напугало родителей.
Через год сильный приступ повторился. А потом эпилепсия стала появляться всё чаще и чаще. У Анны-Элизабет начала активно развиваться дизартрия — речевое расстройство, затрудняющее произношение некоторых слов. Иногда, когда девушка ложилась спать, её настигал сонный паралич.
Проблемы со здоровьем сильно сказались на жизни подростка: Анне-Элизабет пришлось на некоторое время забыть о школе, семья активно занялась её лечением. Девочку начали водить по врачам, но те не видели никаких отклонений.
Однажды ночью в 1969 году Анна-Элизабет проснулась из-за ощущения, что на её груди лежит огромный камень, но при этом она не может произнести ни слова и позвать на помощь. Наутро девочка рассказала всё родителям, в этот же день ее госпитализировали. В больнице ребенку давали много разных лекарств, и, возможно, именно это спровоцировало третий сильный приступ.
Через год у девочки обнаружили сначала плеврит, а вместе с ним и туберкулёз. С тех пор Анна-Элизабет большую часть времени находилась под наблюдением врачей, а когда её состояние удавалось стабилизировать, старалась жить нормальной жизнью — ходить в школу, в церковь, заниматься любимыми делами.
При чём тут бесы
В период, когда у Анны-Элизабет случались приступы, она слышала голоса, по ее собственным словам — прямиком из ада. Она не могла разобрать демонический язык полностью, но говорила, что это были проклятия. Однажды в припадке, по её словам, она и вовсе столкнулась лицом к лицу с бесом.
Знакомые тоже стали подмечать странные вещи. Например, в церкви заметили — Анна-Элизабет больше не могла пить святую воду, дотрагиваться до креста, а фигуру Христа и вовсе обходила стороной.
В 1973 году девушка нашла в себе силы, чтобы окончить институт. Но её состояние ухудшалось с каждым днём. Анна-Элизабет уверяла всех, что внутри неё живут бесы. И вела себя все неадекватнее: родители, например, однажды застали ее за поеданием угля.
При этом она молилась с такой частотой и силой, что сначала просто стирала колени в кровь, а потом у неё порвались сухожилия
А еще во время приступов, которые продолжали случаться, девушка начинала говорить на разных языках, которые никогда не учила и даже не слышала.
Ее родители были сильно напуганы. Они обращались за помощью к десяткам священников, но никто не хотел проводить обряд экзорцизма, поскольку наличие бесов, строго говоря, не было доказано. Поработать с девушкой согласился лишь пастор Эрнст Альт, но и он получил отказ от епископа. Обряд был запрещен.
К тому времени психиатр поставил Анне-Элизабет диагноз: «невроз с возможной эпилепсией». И прописал очередную дозу лекарств.
В 1975 году состояние девушки ухудшилось. Она ломала в щепки все святые фигуры, рвала на себе одежду, ползала на четвереньках, ничего не ела. Анна-Элизабет уверяла, что внутри неё одновременно находятся шесть демонов. При каждом приступе она представлялась разными именами — Нероном, Люцифером, Каином, Иудой Искариотом, Флейшманом, даже Гитлером.
«Одержимая»
То, что Анна-Элизабет начала отвергать Христа и другие важные религиозные фигуры, стало для семьи Михель и католической общины неопровержимым доказательством: девушка одержима бесами. Церковь наконец разрешила провести над ней обряд экзорцизма.
Для первого обряда было приглашено трое мужчин, которые должны были держать девушку силой, но у них это не получалось. Несмотря на то что «одержимая» могла не есть несколько дней, во время обрядов она демонстрировала нечеловеческую силу — удержать её удавалось только цепями, прикреплёнными к кровати. При этом до и после сеансов Анна-Элизабет, по словам сестер, еле держалась на ногах и была похожа скорее на тряпичную куклу.
Всего над девушкой было совершено примерно 67–70 обрядов (их точное количество неизвестно). 42 из них были записаны на видео; просмотрев их, можно констатировать: девушка была в неадекватном, неконтролируемом, агрессивном состоянии. Когда до неё дотрагивались священники, например, она говорила, что это прожигает ей кожу.
Вечером 30 июня 1976 года у Анны-Элизабет поднялась температура. Перед сном она сказала маме: «Мама, останься, я боюсь». Это были её последние слова. Наутро девушки не стало. Ей было 23 года, а вес ее к тому моменту составлял 31 килограмм.
Кто виноват?
В 1978 году из-за смерти Анны-Элизабет Михель было возбуждено уголовное дело. Родителей девушки и двух священников, проводивших обряды, вызвали в суд и обвинили в убийстве. Началось расследование.
По официальной статистике немецкого Института психологии за 1974 год, только 66% католиков верили в существование потусторонней силы, поэтому история «одержимой» девушки вызвала огромный резонанс, возмущались даже глубоко верующие люди.
Обвинение заявляло, что смерть девушки была насильственной, так как вскрытие показало, что ее мозг абсолютно здоров
Получается, что её поведение могло зависеть от ряда медикаментов, которые прописывал психиатр. По мнению обвинения, именно лекарства порождали в девушке агрессию, депрессию и суицидальные мысли. Плюс экспертиза показала — до своей кончины Анна-Элизабет не ела несколько дней (по данным некоторых источников — неделю. — Прим. ред.). Если бы родители заботились о её здоровье, они могли бы накормить дочь и тогда, возможно, она бы не умерла, считало следствие.
Суд поддержал обвинение. Супругов Михель приговорили к шестимесячному тюремному заключению, такое же наказание получил и священник-экзорцист, которого к тому же на время лишили полномочий проводить религиозные обряды. При этом лечащего врача девушки в суд не вызывали.
Эта громкая история заставила общество задуматься о политике по отношению к религиозным обрядам, причем на государственном уровне. В Германии появилась целая группа исследователей, которая подробно изучала историю Анны-Элизабет и обряды, проводимые над ней. Ватикан тогда же закрепил правило, что священник, желающий проводить обряды по изгнанию дьявола, должен как минимум иметь медицинское образование.
Могила Анны-Элизабет Михель стала для католиков местом паломничества, которое напоминает людям о существовании добра и зла. А ее история легла в основу многих мистических фильмов — «Реквием», «Дневник изгоняющего дьявола», «Шесть демонов Эмили Роуз» и других.