Антон Графф (Anton Graff; 18 ноября 1736 — 22 июня 1813 гг.) — известный немецкий художник второй половины XVIII — начала XIX веков, выдающийся мастер портретного жанра своей эпохи. Антон Графф на позднем этапе творчества также написал несколько прекрасных портретов и более 300 оригинальных рисунков серебряной иглой. По его картинам можно изучать историю Германии той поры, героями произведений живописца были десятки выдающихся деятелей искусства, политиков и титулованных особ. Биография мастера представляет собой образец успешной карьеры талантливого художника, влюбленного в свое дело.
Антон Графф в своих портретах умел тонко уловить и запечатлеть характер человека. Он часто делал копии своих работ по просьбе заказчиков, а также написал более 80 автопортретов, большинство из которых сегодня находятся в музеях Германии и Швейцарии.
Биография Антона Граффа
Антон Графф появился на свет 18 ноября 1736 года в городке Вертентур на севере Швейцарии. Он был седьмым из девяти детей в семье мастера по изготовлению оловянной посуды и с детства вынужден был помогать отцу по работе. Маленький Антон отличался веселым характером, с малых лет ему нравилось рисовать, а продолжать семейную династию ремесленников ему совсем не хотелось.
К счастью, у будущего живописца вовремя появился влиятельный покровитель — местный пастор, который и уговорил Граффа-старшего отдать сына в рисовальную школу в 1753 году. Первым наставником Антона стал известный художник Иоганн Ульрих Шелленберг (Johann Ulrich Schellenberg). За 3 года обучения юноша стал любимым учеником своего протеже и вскоре превзошел его в художественном отношении. Тогда же Антон окончательно определился с основным жанром творчества — портретом и написал свои первые картины.
В 1756 году 20-летний живописец решил покинуть Вертентур и отправился в Аугсбург. С этого момента и до самой смерти Антон Графф постоянно жил в Германии, лишь изредка навещая родную Швейцарию. В Аугсбурге, благодаря рекомендательным письмам Шелленберга, он познакомился с местным гравером Иоганном Якобом Хейдом (Johann Jacob Haid), который помог молодому художнику найти хороших заказчиков.
Очень скоро Графф сумел завоевать признание публики Аугсбурга, что вызвало огромное неудовольствие членов местной гильдии художников и стало причиной ожесточенной травли с их стороны. Уже через год Антон вынужден был уехать в Ансбах, где устроился помощником мастера к Иоганну Леонарду Шнайдеру (Johann Leonhard Schneider). Здесь ему пришлось, в основном, делать копии картин других мастеров, что помогло отточить технику рисования до совершенства.
В феврале 1759 года Антон получил письмо от Иоганна Хейда, в котором тот приглашал его вновь приехать в Аугсбург, где ситуация в корне изменилась. Главные противники Граффа за несколько лет умерли, поэтому ничто не мешало художнику воспользоваться выгодным предложением. По приезде в Аугсбург, карьера молодого живописца быстро пошла в гору, он стал популярным портретистом и имел множество состоятельных заказчиков.
В марте 1764 года Графф познакомился с будущим тестем Иоанном Георгом Зульцером (Johann Georg Sulzer), когда тот проезжал через Аугсбург по дороге из Берлина в Швейцарию. Молодой человек очень понравился знаменитому немецкому философу, а спустя 7 лет они породнились, когда Антон взял в жены дочь Зульцера — Элизабет. В этом браке художник прожил более 40 лет, у него родилось пятеро детей, двое из которых умерли в младенчестве.
В апреле 1764 года Антон ненадолго переехал в Регенсбург, где обзавелся новыми влиятельными связями и знакомствами, выполняя заказы для местных вельмож. Затем он решил посетить родную Швейцарию, где его восторженно приняли друзья и родственники, а в ноябре 1765 года получил приглашение приехать в Дрезден, чтобы занять почетную должность официального портретиста местной художественной академии Саксонии.
Обсуждение условий будущей работы по переписке заняло несколько месяцев, а уже в апреле 1766 года Антон прибыл в столицу Саксонии. Его основной обязанностью было написание одного портрета в год, за это курфюрст обязался выплачивать художнику 400 талеров в год и еще 100 — на расходы, связанные с путешествиями по Германии.
При дворе саксонского правителя Антона Граффа, которому на тот момент еще не исполнилось и 30-ти лет, приняли очень благожелательно. Художник быстро обзавелся новыми влиятельными друзьями и на многие годы вперед обеспечил себя щедрыми заказами. Вплоть до самой смерти он писал портреты влиятельных особ, оставив потомкам более 2000 прекрасных картин.
Граффа неоднократно звали в Берлин, предлагая должность придворного художника и огромную зарплату, но он всегда отказывался от этих предложений. Мастер получал огромное удовольствие от своей работы и места проживания, был счастлив в личной жизни и ничего не хотел менять.
Периодически живописец совершал путешествия по центральной Европе, посещал разные города Германии, Австрии, Швейцарии и Чехии. В начале 1780-х годов он увлекся созданием рисунков на основе техники серебряной иглы и продавал такие работы многочисленным поклонникам за хорошие деньги. После 1800 года живописец написал 4 пейзажа, которые, как и работы портретного жанра, публика приняла восторженно.
Последние годы жизни мэтра совпали с бурными событиями Наполеоновских войн в Европе, хотя французские власти уважительно относились к авторитетному живописцу и никогда не обижали его. За многие годы успешной карьеры живописец сколотил приличное состояние, которое досталось его детям. 22 июня 1813 года Антон Графф умер в Дрездене в возрасте 76 лет и был похоронен на местном кладбище. К сожалению, до наших дней могила великого художника не сохранилась.
Самые известные картины Антона Граффа
Из огромного количества прекрасных портретов, написанных живописцем очень сложно выбрать несколько лучших. И все же, к числу самых известных картин Антона Граффа относятся:
- «Портрет Эстер Шарлотты Брандес в роли Ариадны» (1776) — первое в истории немецкой живописи парадное изображение актрисы в сценическом образе. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь копия этой картины.
- «Портрет Фридриха Великого» (1781) — работа, которую великий мастер создавал по зарисовкам, сделанным во время военных парадов. Прусский властитель категорически отказывался позировать, поэтому Граффу пришлось в течение 5 лет писать портрет в «полевых» условиях.
- «Портрет Фридриха Шиллера» (1791) — произведение, которое мэтр многократно исправлял и переделывал, но все же добился желаемого результата. Эта картина, по словам самого Граффа, была вначале его самым большим огорчением, а затем стала наиболее любимой.
- «Эльба утром около Блаузевица выше Дрездена» (1800) — один из четырех пейзажей, созданных художником. Эта работа оказала огромное влияние на творчество другого великого немецкого живописца — Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich).
Антон Графф принадлежит к числу величайших немецких мастеров изобразительного искусства всех времен. А по количеству портретов знаменитых соотечественников (более 800) ему нет равных во всей мировой живописи.