Антонио Канова: гений неоклассицизма, покоривший сердца европейской публики уникальными шедеврами
802
просмотров
Антонио Канова — гениальный итальянец, сумевший возродить и приумножить традиции древних мастеров античности и Ренессанса. Как он добился успеха, несмотря на трудное детство.

Антонио Канова (Antonio Canova; родился 1 ноября 1757 — умер 13 октября 1822 гг.) — знаменитый итальянский скульптор конца XVIII — начала XIX веков, ярчайший представитель неоклассицизма в европейском изобразительном искусстве. Антонио Канова был достойным продолжателем традиций величайших художников античности и Возрождения. Среди поклонников его творчества было множество представителей правящих династий Европы, а биография мастера представляет собой образец беззаветного служения искусству.

Антонио Канова. Иоганн Баптист Лампи Младший. Картина «Портрет Антонио Кановы», 1806

Антонио Канова был весьма плодовитым художником и собственноручно создал более 50 статуй, а вместе с помощниками — около 180 прекрасных произведений. Большинство его работ сегодня украшают экспозиции лучших музеев мира, например, залы Лувра и Эрмитажа.

Антонио Канова. Скульптура «Дедал и Икар», 1779

Биография Антонио Кановы

Антонио Канова родился 1 ноября 1757 года в небольшом городке Поссаньо на севере Италии, в 80 км от Венеции. По отцовской линии его предки были потомственными камнетесами, а мать происходила из влиятельной семьи владельцев местных каменных карьеров. Когда Антонио едва исполнилось 4 года, умер его отец и мальчика на воспитание взял дед Пасино Канова, а мать снова вышла замуж и уехала в другой город.

Антонио Канова. Скульптура «Тесей и Минотавр», 1783

Родной дедушка не особо баловал внука, с малых лет он начал привлекать мальчика к тяжелым работам по обработке камня в собственной мастерской. В девятилетнем возрасте Антонио уже умел делать модели из глины и вырезать фигуры из мрамора, чем привлек внимание местного богатого землевладельца Джованни Фалье (Giovanni Falier).

Антонио Канова. Надгробный памятник Климента XIV, 1787

Пораженный талантом юного гения, Фалье в течение нескольких лет убеждал Пасино Канову отдать мальчика на обучение профессиональному скульптору, пока не добился своего. В 1768 году первым учителем Антонио стал Джузеппе Торретти (Giuseppe Torretti), а спустя два года его взял под свою опеку Джованни Феррари (Giovanni Ferrari).

Антонио Канова. Скульптура «Амур и Психея», 1793

Затем Антонио Канова приняли на обучение в Венецианскую академию искусств, где он получил несколько престижных наград и первые самостоятельные заказы от местных вельмож. Уже в 1779 году молодой скульптор открыл собственную художественную мастерскую и создал знаменитую работу «Дедал и Икар» для прокуратора Венеции Пьетро Пизани (Pietro Vettor Pisani).

Антонио Канова. Скульптура «Адонис и Венера», 1794

Великолепная работа принесла молодому человеку широкую известность и денежное вознаграждение в размере 100 золотых цехинов. Получив в свое распоряжение солидную сумму денег, Канова отказался от должности преподавателя кафедры в академии искусств и отправился в Рим.

Антонио Канова. Скульптура «Кающаяся Магдалина», 1796

В столице Италии мастер прожил почти двенадцать лет, периодически совершая поездки по стране по приглашениям разных вельмож. За это время он посетил Неаполь, Падую, Виченцу, Верону, Мантую, Парму, Модену и Болонью, и в каждом городе его ожидал оглушительный успех. Воодушевленный славой, Канова много трудился, создавая гениальные шедевры в неоклассическом стиле. Он обзавелся влиятельными покровителями и вскоре стал самым известным скульптором в Европе.

Антонио Канова. Скульптура «Наполеон в образе Марса-миротворца», 1806

В 1792 году Антонио Канова вернулся в Поссаньо, где его с восторгом встретили земляки и прожил в родном городке последующие 6 лет, исполняя многочисленные заказы. А затем по приглашению австрийского императора посетил Вену. Здесь его настойчиво уговаривали остаться и предложили должность придворного художника, но скульптор отказался от высокой чести и отправился в путешествие по городам центральной Европы.

Антонио Канова. Скульптура «Танцовщица с тарелками», 1814

По возвращении в Рим в 1800 году Канове не удалось задержаться здесь надолго. Вскоре он получил приглашение от Наполеона стать официальным художником императора и вынужден был согласиться. Находящийся на пике славы Бонапарт заказал мастеру свою скульптуру в образе Марса, а также статую сестры, Полины Боргезе, в образе Дианы. Антонио Канова блестяще справился с этими заказами и поспешил вернуться в Италию, несмотря на настойчивые просьба Наполеона остаться в Париже навсегда.

Антонио Канова. Скульптура «Три грации», 1816

Впрочем, о спокойной жизни в Риме скульптору приходилось лишь мечтать. В последующие годы ему неоднократно приходилось снова посещать Париж и совершать поездки по городам Италии, а в 1815 году Канова даже побывал в Лондоне. Между тем, его здоровье постепенно ухудшалось, неумолимо приближалась старость и в 1818 году мастер уехал в Поссаньо, чтобы вдали от столичного шума провести остаток жизни.

Антонио Канова. Скульптура «Спящий Эндимион», 1822

Последним незавершенным шедевром скульптора стало строительство церкви в родном городе, впоследствии получившей неофициальное название «Кановианский храм». Этот проект воплотил в себе черты архитектуры Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения. На возведение храма Антонио Канова израсходовал практически все свои сбережения, но строительство было завершено уже после смерти гения.

Антонио Канова. Погребальный памятник Антонио Канове, 1827

До последних дней великий скульптор продолжал творить, выполняя многочисленные заказы, но 13 октября 1822 года он умер в Венеции, где находился с визитом у своего друга. Тело Антонио Кановы похоронили в родном Поссаньо, а его сердце в ходе торжественной церемонии поместили в вазе погребального памятника венецианской Базилики деи Фрари.

Антонио Канова. Канновианский храм, 1830

Самые известные работы Антонио Кановы

Гениальный итальянский скульптор оставил потомкам множество великолепных произведений, достойных отдельного упоминания. И все же, к самым известным работам Антонио Кановы относятся:

  • «Дедал и Икар» (1779) — скульптурная композиция, возвестившая итальянской публике о появлении молодого талантливого мастера. Именно это произведение принято считать начальной точкой отсчета длинного творческого пути Кановы.
  • «Амур и Психея» (1793) — скульптура, изображающая двух влюбленных из греческих мифов. Мастер выполнил два варианта этой композиции по заказу шотландского коллекционера Джона Кэмпбелла (John Campbell), а копии обеих работ сегодня находятся в Эрмитаже.
  • «Наполеон в облике Марса-миротворца» (1806) — массивная статуя правителя высотой 3,5 метра. Всесильному Бонапарту она не понравилась, зато по просьбе итальянских заказчиков, скульптор изготовил 5 гипсовых копий оригинала для академий искусств, расположенных в разных итальянских городах.
  • «Венера Победительница» (1808) — скульптурный образ родной сестры Наполеона, возлежащей на диване в полуобнаженном виде. Изначально мастер хотел изобразить героиню одетой, но та не согласилась и настояла на откровенно эротическом варианте произведения.
Антонио Канова. Скульптура «Венера Победительница», 1808

Антонио Канова навсегда запечатлел свое имя в истории искусства прекрасными шедеврами в неоклассическом стиле. Его произведения, несмотря на уничижительную критику сторонников авангарда, до сих пор привлекают внимание миллионов ценителей искусства по всему миру.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится