Очень интересно, какое развитие получило бы это направление дальше, но, увы, cлучилась революция… К счастью, мы все еще можем любоваться этими прекрасными архитектурными шедеврами.
В Петербурге было построено немало интересных доходных домов. Владельцы хотели иметь не просто типовые многоквартирные здания, а дома, которые своей красотой и шиком подчеркивали бы статус и влиятельность хозяина. Более того, некоторые владельцы и сами жили в своих доходных домах, занимая, к примеру отдельный этаж. Так что внешний вид был очень важен.
Некоторые проекты, реализованные в те времена в городе на Неве, особенно красивы и необычны. Например, дом Бадаева, расположенный на пересечении двух улиц (адрес: ул. Восстания, 19), интересен своей асимметрией. Правое крыло почти в два раза короче левого. Оно выглядит скромнее и жили в нем, соответственно, люди более скромного достатка. А в более помпезном левом крыле селились арендаторы состоятельнее.
Два так называемых крыла этого здания объединял изящный барельеф: девушка-ангел. Кстати, именно в угловой части дома располагались самые шикарные квартиры – многокомнатные. Двери в парадную жильцам и их гостям здесь открывали швейцары.
А расположенный на площади Толстого Дом с башнями (дом Розенштейна) выполнен в стиле неоготики и неоренессанса. Снаружи здание шикарно украшено, а бельведеры на углах дома выполнены в виде шестигранных башен, за что здание и прозвали «Дом с башнями».
Еще один интересный проект доходного дома – здание, один фасад которого выходит на улицу Рубинштейна, а второй – на набережную реки Фонтанки. По фамилии владельца здание получило прозвище «Толстовский дом». Проект представлял собой по сути целый жилой комплекс.
При проектировании этого дома сразу было предусмотрено наличие прачечной, водопровода, лифтов. Но помещения здесь сдавали не только элите. Были и вполне бюджетные варианты – для небогатых людей.
Квартиры в доходных домах обычно сдавали минимум на год. Кстати, арендатор платил не только деньги за проживание, но и налог – в государственную казну.
Как и в наше время, арендная стоимость квартиры или комнаты зависела не только от условий проживания, но и от того, где расположен дом. И, так же, как и сегодня, годовая аренда квартиры могла равняться зарплате чиновника средней руки, а могла быть и намного более высокой.
Человек, стесненный в средствах, но остро нуждающийся в жилье (например, студент или молодой одинокий чиновник самого низшего звена) обычно снимал комнату. Более предприимчивые делали так: снимали в доходном доме двух- или трехкомнатную квартиру, занимали в ней одну комнату, а остальную площадь сдавали в субаренду коллеге или однокурснику.
Заключая контракт, арендатор и хозяин в мельчайших подробностях оговаривали, что можно делать на съемной площади, а что – нет. Например, постояльцу могло быть запрещено держать домашних животных, курить, играть на музыкальном инструменте, приводить в квартиру посторонних и так далее.
Элитные доходные дома были обустроены по последнему слову техники: у постояльцев были телефоны, помещения для карет и гаражи, прачечные, а на нужный этаж жильца доставлял лифт. Само собой, в доме предусматривались газификация и отопление. Кроме того, в богатом доходном доме обычно располагалась своя электростанция.
В квартирах были просторные комнаты, высокие потолки, а в некоторых из них при кухне даже предусматривалась комнатушка для кухарки.
В Петербурге начала прошлого века три четверти от общего числа зданий составляли доходные дома. А то, насколько выгодным был этот бизнес не только для коммерсантов, сдававших квартиры внаем, но и для государства, можно посмотреть на примере Москвы. В 1913 году общий доход Первопрестольной составил 47 миллионов рублей, 7 млн. из которых – это налоги, выплаченные владельцами доходных домов.
Немалый вклад в архитектурный облик северной столицы начала прошлого века внес отец петербургского модерна Фёдор Лидваль. Предлагаем почитать подробнее о некоторых его проектах и узнать, почему уехал из России архитектор, который создал новый облик Питера.