Программу «Время» смотрели миллионы зрителей, а потому любые ошибки в эфире были просто недопустимы. Но и первоклассные профессионалы иногда допускали досадные оплошности, из-за чего однажды в новостях появился «самогонный комбайн»…
Азалия Лихитченко могла бы блистать на театральной сцене и сниматься в кино – именно об этом она и мечтала в юности, а потому поступила в Школу-студию МХАТ. С ней вместе учился Владимир Высоцкий, и на втором курсе он принялся за ней ухаживать. Аза тогда была влюблена в старшекурсника, и о Высоцком, по ее словам, у нее «и мысли не было». Она признается, что поначалу не разглядела в нем гения – на курсе было очень много талантливых ребят, практически все пели, и на их фоне он ничем особенным, по мнению Лихитченко, тогда не выделялся.
Мать Высоцкого была уверена, что у них был роман, а сама Аза отвечала, смеясь, что это у него с ней был роман, а не у нее с ним. Он часто бывал у нее в гостях, о чем она рассказывала: «Моя мама однажды сказала: «Аза, а что это к нам Володя Высоцкий зачастил? Уж не роман ли у тебя с ним?» Я говорю: «Мама, ну а если даже и роман, то что?» А она мне: «Да он такой страшненький...». Высоцкий сделал Азе предложение, а она ответила отказом. Он после этого не отступил и решил убедить ее оригинальным способом: повел в мастерскую художника и попросил его их сфотографировать – чтобы Аза увидела, какая они красивая пара. Этот аргумент ее не переубедил – Лихитченко так и не дала себя уговорить. А через два месяца узнала о том, что Высоцкий женится на Изольде Мешковой.
Позже Аза вышла замуж за журналиста и сценариста Александра Менделеева. Интересно то, что по его сценарию был снят фильм «Срочно требуется песня», в котором снялся Владимир Высоцкий. Сама она позже встречалась с ним иногда – на телевидении, в ВТО, в Доме журналиста. И только годы спустя призналась: «А вот влюбилась я в него и дико переживала, только когда он умер. Вот это странная вещь... Я была на его похоронах, и такое чувство было, будто душа его разлетелась, и осколком – в каждое сердце. Года два после этого я видела сон о нём один и тот же. И каждый раз оказывалось, что это либо День рождения его, либо – день смерти. Я утром шла и ставила свечки».
На последнем курсе Школы-студии МХАТ Аза Лихитченко увидела объявление о том, что в Москве проводится конкурс дикторов. В наши дни профессии «диктор» не существует, а во времена СССР она была одной из самых главных и самых ответственных на телевидении. Претендентов были тысячи, но из них выбирали единиц, которые сперва проходили обучение, а потом начинали работать на ТВ. Аза рассказывала: «Тогда дикторы – это были небожители. Их всего-то работало четыре человека. Это было невозможно, невероятно – стать диктором. Но мне очень хотелось побывать на студии и посмотреть, что это такое. В конкурсе принимало участие огромное количество девушек и юношей, но у меня было большое преимущество – Школа-студия МХАТ. И, как оказалось, абсолютно телевизионный голос». Аза прошла все отборочные туры, а в конце ее спросили, чем она занимается. Она ответила, что заканчивает МХАТ. Ей сказали: «Ну давайте, заканчивайте. Вы приняты». И Аза решила, что таким образом ей вежливо отказали – просто не могла поверить в то, что действительно заинтересовала комиссию.
После окончания Школы-студии Лихитченко была принята в Севастопольский русский драматический театр, где ей дали роль в одном спектакле. Но в труппе этого театра Аза оставалась всего 25 дней. Однажды ей позвонила мама и сказала, что на их домашний адрес пришло письмо с телевидения: Аза на самом деле прошла конкурс, и ее ждут. Она тут же пошла к руководителю театра и попросила ее отпустить. Уже через 4 дня после приезда Лихитченко ее выпустили в эфир.
Поначалу от нее отвернулись все ее сокурсники – никто не мог понять, как можно было уйти из театра ради телевидения. Но уже через год она всем доказала, что эти жертвы не были напрасными. В конце 1959 г. Аза Лихитченко стала диктором Центрального телевидения, а в 1970-х – 1980-х гг. она уже была одной из самых популярных ведущих информационной программы «Время». Вместе с Игорем Кирилловым, Анной Шатиловой и другими дикторами Аза Лихитченко стала настоящей звездой ТВ. Вместе с ними она неоднократно вела трансляции с Красной площади.
Коллега Азы Лихитченко Анна Шатилова так о ней отзывалась: «У Азы красивейший, узнаваемый голос. Сначала ведь было только три группы дикторов, кто читал программу «Время»: Кириллов и Лихитченко, Балашов и Бодрова, Суслов и Шатилова. Аза – великолепный мастер своего дела. У неё актёрское образование, и это очень помогало, она прекрасно владеет словом, владеет текстом. Это диктор-ас. Она входит в то небольшое число, кого можно назвать настоящими мастерами дикторского искусства». В числе ее поклонников был сам Леонид Брежнев, который постоянно говорил ей комплименты. Аза рассказывала, как на встречах со зрителями к ней часто подходили мужчины и делились одной и той же историей: когда начиналась программа «Время», жены их звали: «Иди, твоя на экране!» Ей приходили мешки писем, где часто звучали предложения руки и сердца, а на адрес студии зрители отправляли посылки с фруктами для Азы Лихитченко.
Периодически Аза Лихитченко появлялась на экранах и в качестве актрисы – она снялась в нескольких фильмах-спектаклях, но все же сама себя она считала в первую очередь диктором. Требования к этой профессии тогда были очень высокими – диктор не мог позволить себе речевых ошибок или каких-то неточностей, ведь именно от них вся страна узнавала каждый день новости. Но казусы, конечно, случались.
Аза навсегда запомнила свою оговорку, которая не осталась незамеченной среди зрителей. Однажды в прямом эфире она сказала: «Сегодня торжество на Харьковском тракторном заводе. С конвейера сошел миллионный самогонный комбайн». Конечно, комбайн на самом деле был самоходным, а не самогонным. Сегодня эта оговорка наверняка бы стала мемом в соцсетях, а тогда студию завалили письмами и атаковали звонками зрителей, которые ехидно просили поделиться секретом, где можно приобрести самогонный комбайн.
Аза Лихитченко работала диктором до 1993 г., а потом эту профессию упразднили – дикторов заменили журналистами и телеведущими. Легенда программы «Время» с тех пор не появлялась на экранах, она ушла на пенсию и посвятила себя заботам о семье. В своем возрасте она видит существенные преимущества: «Жизнь – это не только детство, юность, молодость и зрелость. Старость ведь тоже для чего-то дана! Я сначала думала, как это жить и не работать, не надо никуда бежать. Но потом осознала, что это дивное время. Оказалось, что после 75 вообще видишь все по-новому. Заново открываешь книги, заново прочитываешь классику. Какое наслаждение от языка!.. Нет, я вообще не знаю, что такое скука, одиночество, хотя и дочка, и внук живут отдельно». Остается только пожелать Азе Лихитченко крепкого здоровья и долгих лет!