Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции
0
0
696
просмотров
Во время экскурсий по Флоренции туристов обязательно приводят полюбоваться на красивейшие сооружения города.

Визитной карточкой жемчужины Италии стал ансамбль зданий в едином стиле. Это красивейший собор Санта-Мария-дель-Фьоре, высокая колокольня рядом с ним под названием Джотто и баптистерий, о котором и пойдет речь в нашей статье.

Несмотря на уникальную мраморную отделку, жители Флоренции отнеслись негативно к такой реконструкции центра города. Флорентийцы считают, что настоящее «лицо» древнего города представляют собой здания светло-коричневого цвета, из натуральных камней. Яркая белая и зеленая мраморная плитка пестро выделяется на фоне остальных сооружений исторического центра Флоренции. Со временем даже наиболее рьяно протестующие жители смирились с такой отделкой.

Общие сведения

Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции считается самым старым зданием центра. Его строительство началось еще в V веке, он служил местом крещения всех проживающих в городе. Это были и простые жители, и важные персоны, например, представители семейства Медичи. Как и большая часть подобных сооружений, он был освящен в честь Иоанна Крестителя.

В статье рассмотрим историю построения и реконструкции баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, дадим описание внутреннего убранства и внешнего вида здания. Особенное внимание уделим знаменитым на весь мир воротам, которые изумили даже великого Микеланджело. Представленные фотографии помогут вам окунуться в мир старины и великолепия одного из красивейших городов Европы. Каждый камень мостовой сохранил память про шаги великих скульпторов и художников, архитекторов и творцов того времени. Флорентийцы гордятся тем, что их улицы и площади уже сотни лет остаются в неизменном состоянии, и тщательно берегут эту красоту для потомков.

История создания

Место построения баптистерия Сан-Джованни во Флоренции считается сакральным. Еще в I веке здесь располагался языческий храм, посвященный римскому богу войны Марсу. С течением времени в архитектуру сооружения вносились изменения, в соответствии с модой тех времен, а потом и принятием христианства. Из языческого храма уже к IX веку здание превратилось в базилику.

В 1059 году началась глобальная реконструкция, после которой взорам жителей города предстает восьмигранный баптистерий, полностью завершенный в 1363 году. Его размеры впечатляют – 54,86 м в высоту. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции считается самым крупным во всей Италии. В XII веке здание обшили мраморной плиткой бледно-зеленого и белого цветов. В этот период в баптистерии проводили обряды крещения, однако одновременно он имел функции кафедрального собора. В XIII веке была заложена колокольня Джотто, стоящая в стороне от здания.

Из-за такой универсальности флорентийский баптистерий снабжен тремя воротами, о которых позже расскажем в статье.

Внешние характеристики сооружения

Восьмигранник строения имеет религиозное значение. Каждая грань означает один из дней сотворения мира Богом, а восьмая указывает на обряд крещения, когда человек заново возрождается. Располагается баптистерий на Соборной площади, название которой по-итальянски звучит как Пьяцца дель Дуомо. В ансамбль зданий в бело-зеленом мраморе входят три строения – сам баптистерий, колокольня и величественный собор, построенный позже.

Единственный недостаток данной красоты во Флоренции – это тесное расположение зданий на площади. По отзывам, туристам невозможно сделать фотографии на фоне всего ансамбля. Да и людей в центре города просто не счесть. Если вы путешествуете группой, то следите за направлением движения экскурсовода, так как засмотреться на красоту городских улочек и отстать от группы проще простого.

Внутреннее убранство

Описание баптистерия Сан-Джованни во Флоренции продолжим экскурсией внутрь. По многочисленным отзывам, заходя в скромное внешне здание, многие удивляются красоте внутреннего убранства. Первым делом впечатляет купол сооружения. Все стены представлены красивыми колоннами, сделанными, как и пол, из мрамора. Полюбоваться можно алтарем XIII века и купелью XVI века. Внутри баптистерия хранится гробница, выполненная известными скульпторами Донателло и Микелоццо, антипапы Иоанна XXIII, созданная умелыми мастерами в 1420 году. В этих стенах покоится также представитель семейства Медичи. Внутри крестильного помещения расположен саркофаг епископа Раньери.

Раньше у одной из внутренних стен баптистерия находился крестильный источник. В его водах проводили обряд крещения флорентийцев с IX по XIX столетие. Его описание можно прочесть в «Божественной комедии» Данте. Однако сейчас его уже не существует.

Окна сооружения украшены лепниной, а прямоугольная кафедра – фресками. Простота пола баптистерия призвана не отвлекать внимание посетителей от роскошного мозаичного купола.

Красота купола

Купол представлен красивейшей мозаикой XIII-XIV веков, над созданием которой трудились известные византийские мастера. На восьми потолочных гранях изображены сцены из библейского Страшного суда с центральной фигурой Иисуса Христа. Они сходятся в небольшой точке по центру, через отверстие которой проникают лучи дневного света, освещающие золото мозаики.

Сидящего Иисуса окружают со всех сторон персонажи библейского действа – ангелы, дела мирские и грехи смертные. Данная сцена занимает целых три грани. Остальные пять посвящаются другим сценам из Священного писания. Разглядывая фигуры на куполе, можно узнать Иоанна Крестителя, Деву Марию, Небесную иерархию, полюбоваться на момент сотворения жизни на Земле.

Купол от стен баптистерия отделяет тонкий ярус с окошками, чередующимися с изображением ликов святых. Особый вклад в создание красоты внес итальянский художник Коппо ди Марковальдо.

Ворота баптистерия

По отзывам, особое внимание всех туристов привлекают ворота сооружения. Это восточные, южные и северные врата, каждой деталью которых можно любоваться долго. Объясняется наличие данного количества врат тем, что обряд крещения во Флоренции проводился дважды в году, поэтому на площади собиралось огромное количество желающих.

Самыми старинными считаются южные ворота, которые создал Андреа Пизано в начале XIV века. На них имеются 28 барельефов со сценами из жизни Иоанна Крестителя.

Северные сделаны позже, в начале XV века, Лоренцо Гиберти. На них такое же количество барельефов, но изображают они уже сцены из Нового Завета.

Последние, самые знаменитые восточные ворота направлены прямо на собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Подробнее их рассмотрим дальше.

«Врата Рая»

Это наиболее знаменитые врата, названные Микеланджело "вратами в Рай" за свою необыкновенную красоту. Лоренцо Гиберти на 10 квадратных панелях изобразил сцены из Старого Завета. Однако увидеть оригинал автора можно в закрытом павильоне музея при соборе, а для всеобщего обозрения выставлена талантливая копия Энрико Маринелли.

Во время войны оригинал прятали в пригороде Флоренции, поэтому он хорошо сохранился. Реставрировать врата начали в 1947 году. Работы проводили в течение 27 лет. Сейчас они хранятся под толстым стеклом с постоянной температурой и необходимой влажностью.

Портрет автора

Помимо сцен сотворения первых людей - Адама и Евы, братоубийства, всемирного потопа, победы Давида над Голиафом, а также рукопожатия Соломона и царицы Савской, "скромный" Гиберти запечатлел небольшие скульптурные головы, расположенные в круглых медальонах, - свою и своего племянника, который помогал ему во время оформления врат.

Они выполняют функцию дверных ручек. Интересно узнать, что для ворот Казанского собора в Санкт-Петербурге сделана копия по слепкам с "врат Рая", поэтому жители нашей страны также могут полюбоваться копией знаменитых дверей. Однако в отечественном варианте барельефы располагаются в другом порядке.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится