Джордж Сигал (George Segal; 26 ноября 1924 — 9 июня 2000) — выдающийся представитель течения поп-арт, великий авангардист-скульптор из США. Джордж Сигал стал основателем новой формы авангардного искусства — энвайронмента (органичное встраивание окружающего пространства в общую композицию), а его творчество было абсолютно инновационным для XX века. Скульптуры и картины маэстро несут на себе отпечаток яркой личности мастера. В некоторых шедеврах нашли отражение и элементы биографии Джорджа Сигала.
Джордж Сигал наиболее известен своими белоснежными фигурами из гипса и композициями, объединявшими объект и пространство в одно целое. В своих монументальных произведениях Сигал часто воспроизводил бытовые ситуации: очередь, людей на остановке, ресторан. Композициям присуща некая театральность — многие выглядят как мизансцена. В своей работе мастер часто использовал совершенно необычные предметы и техники. Например, слепки для фигур он делал с тел моделей с помощью полос ткани и обычного медицинского гипса. Сегодня эти скульптуры украшают залы самых именитых музеев.
Биография Джорджа Сигала. Еврейский мальчик, который стал звездой
Джордж Сигал появился на свет 26 ноября 1924 года в семье евреев, эмигрировавшей, по одним данным из Украины, по другим — из Польши. Родителям мастера принадлежала птицеферма, где мальчик, а затем юноша работал, одновременно постигая азы живописи. Любовь к ней привил будущему скульптору один из преподавателей Stuyvesant High School.
Далее Сигал окончил несколько школ искусства, четыре года отучился в одном из старейших университетов Нью-Джерси — Ратгерском. Затем, с 1947 по 1948 изучал дизайнерскую науку в Бруклине. После этого, в 1949-м он стал бакалавром, а далее и магистром в области искусства уже в Нью-Йоркском университете. Диплом дал ему право вести преподавательскую деятельность. Эта профессия очень пригодилась, когда куриная ферма родителей обанкротилась. С 1955 по 1964 годы Сигал занимался тем, что читал лекции студентам.
Еще во время учебы маэстро успел обзавестись второй половинкой, а также познакомился с выдающим художником Алленом Капроу (Allan Kaprow), пионером перформанса. Это знакомство оказало огромное влияние на творчество мастера. Эдвард Хоппер (Edward Hopper), американский живописец и гравер, также приложил руку к формированию взглядов скульптора на искусство.
Первая персональная выставка Джорджа Сигала состоялась в 1956 году в нью-йоркской галерее Hansa. С начала 1960-х художник активно работает со скульптурой из гипса и бинтов. Рассказывают, что своего рода толчком к этому послужил эпизод, когда студент наложил ему гипсовую повязку. Маэстро бросил живопись и целиком посвятил себя скульптуре. Первой моделью его стала супруга Хелен. Говорят, он буквально заключил ее в кокон из бинтов.
Два года ушло у мастера на освоение придуманной им техники и доведение ее до совершенства. Он делает из гипса и бинтов фигуры, стремясь сохранить естественность оригинала и пытаясь передать с их помощью обычную жизнь, типичные ситуации, но при этом усилив их психологическую составляющую.
Сигал практиковался на друзьях и знакомых, используя в работе те же бинты и гипс, которые выбрал за дешевизну и пластичность. Маэстро покрывал модель пропитанными особым составом бинтами, а затем гипсом. На волосы и кожу наносился жирный вазелин — для защиты. После затвердения всей конструкции, Сигал ее раскалывал и аккуратно снимал. Мастер поэтапно делал слепки с разных частей тела, а после завершения процесса складывал их в целую фигуру.
Нужно отметить, что Сигал много экспериментировал с материалами. Он работал с холстиной, проволокой, делал манекены. Но окончательно остановился в выборе на бинтах и гипсе. В 1961 был создан «Человек за столом». Пожалуй, эта композиция и ознаменовала появление энвайронмента.
Именно человек стал осью, главным действующим лицом в шедеврах мэтра. Он не пытался приукрасить людей или придать им неестественные черты. Эти белоснежные скульптуры были призваны показать трагедию и одиночество каждого человека, всю хрупкость и потерянность людей в большом мире. Только в конце жизни мастер отошел от ваяния и сменил амплуа, увлекшись фотографией.
Джордж Сигал умер летом 2000 года в своем нью-йоркском доме, в возрасте 75 лет. «Скульптор белых людей» скончался от рака.
Самые известные работы Джорджа Сигала
Американский художник оставил после себя богатое наследие. Среди самых известных работ Джорджа Сигала:
- Скульптура «Обед» («Закусочная») (1964-1966) — одна из первых гипсовых композиций мастера, изображающая сценку в закусочной.
- «Костюмированная вечеринка» (1972) — в этой эпатажной скульптуре появляется цвет. Но он не существует сам по себе — яркие краски призваны лишь подчеркнуть скоротечность времени.
- «Освобождение геев» (1980) — скульптура появилась в гей-квартале Нью-Йорка на месте, где в 1969 прошли бунты секс-меньшинств, ознаменовавшие начало движения за права ЛГБТ.
- «Холокост» (1984) — монумент стал памятником трагедии Холокоста. Установлен в Сан-Франциско.
- «Женщина на скамейке» (1989) — композиция выполнена из бронзы и металла (скамья). Фигура женщины покрыта белым лаком.
- «Очередь за хлебом во время Депрессии» (1991) — памятник обездоленным людям, стоящим за хлебом во время Великой Депрессии. Представляет собой часть композиции, установленной в Вашингтоне и посвященной окончанию непростой эпохи. Туристы очень любят фотографироваться, встав в эту очередь.
Джордж Сигал считается одним из виднейших скульпторов эпохи Поп-арта. А его влияние на творчество других современных мастеров сложно переоценить. Все произведения автора роднит одно — они вызывают у зрителя неуютное ощущение тревоги и мысли о хрупкости человеческой жизни.