Большая любовь Моники Витти и Микеланджело Антониони: 10-летний кинороман, который начался с обморока
1,280
просмотров
29 сентября исполняется 108 лет со дня рождения знаменитого итальянского кинорежиссера Микеланджело Антониони. Широкую известность он получил в 1960-х гг. после выхода на экраны фильмов «Приключение», «Ночь» и «Затмение», в которых снялась его муза, актриса Моника Витти. Он стал для нее Пигмалионом, превратившим в звезду мирового масштаба. История их отношений стала одной из самых красивых и необычных в кинематографе, а началась она… с обморока!
Актриса Моника Витти

Настоящее имя актрисы – Мария Луиза Чичарелли, а творческий псевдоним Витти был производным от фамилии ее матери – Виттилья. Свои первые роли она сыграла в школе в любительских спектаклях, а после окончания Национальной академии драматического искусства в Риме актриса начала выступать на сценах столичных театров. В середине 1950-х гг. Моника Витти начала сниматься в кино, но ее эпизоды были такими крохотными, что имя актрисы даже не упоминалось в титрах. Судьбоносным для нее стал 1957-й год, когда режиссер Микеланджело Антониони пригласил ее озвучить одну из ролей в своем фильме «Крик». При первой же встрече он сказал актрисе: «Знаете, мне кажется, что ваше лицо – именно то, что я так долго искал».

Знаменитый итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони и актриса Моника Витти

На тот момент ему было 45 лет, он уже около 10 лет занимался режиссурой, но все его творческие победы еще были впереди. Об Антониони Моника слышала только то, что он был упрямым, деспотичным и требовательным в работе, но при этом обладал способностью располагать к себе людей. В этом она имела возможность убедиться на собственном опыте. Однажды во время работы над озвучиванием фильма в душной студии актрисе стало плохо, и она потеряла сознание. Антониони остановил запись, вывел ее на улицу подышать свежим воздухом – и вдруг предложил поехать вместе с ним отдохнуть на острова возле Сицилии. Так начался их яркий роман, который стал для творческого тандема очень плодотворным, ведь вместе они создали шедевры кино, получившие признание во всем мире.

Микеланджело Антониони и Моника Витти

Моника говорила, что Микеле стал для нее всем – другом, отцом, мужем, советчиком, наставником. Он учил ее ходить, говорить, вести себя в обществе. Наедине с ней он был очень внимательным, нежным и заботливым, но как только они оказались вместе на съемочной площадке, она тут же убедилась в том, что слухи о требовательности и строгости режиссера были небезосновательными. Когда Моника задала ему вопрос о том, какой должна быть ее героиня, получила очень резкий ответ: «Запомни, я никогда ничего не разжевываю актеру. Забудь о психологии персонажа и положись на собственную фантазию! Если она у тебя есть, конечно…»

Микеланджело Антониони и Моника Витти
Кадр из фильма *Приключение*, 1960

Первая же их совместная работа – фильм «Приключение» – принесла успех творческому тандему. Кинокритики писали восхищенные отзывы о режиссере, заговорившем на «новом киноязыке». Антониони был убежден, что этим успехом он обязан своей музе. Ее загадочность, глубина взгляда, отчужденность игры, «лицо пожирательницы мужчин» максимально точно воплощали его собственные эстетические принципы.

Кадр из фильма *Приключение*, 1960
Моника Витти и Микеланджело Антониони на съемках фильма *Ночь*

Их роман продолжался 10 лет. За этот период Антониони снял 4 фильма, которые до сих пор называют вершиной его творчества: «трилогию отчуждения», состоявшую из фильмов «Приключение», «Ночь» и «Затмение» и цветной фильм «Красная пустыня». После выхода на экраны «Затмения» неординарность таланта этого творческого тандема признали даже те, кто раньше в нем сомневался. В 1960-х гг. Моника Витти стала одной из самых блистательных актрис мирового кинематографа. Ее партнерами были лучшие актеры Европы тех времен – Марчелло Мастроянни и Ален Делон. Последний оказывал знаки внимания актрисе, но она оставалась к ним равнодушна – в ее сердце был только один мужчина, ее Микеле.

Моника Витти в фильме *Затмение*, 1961
Моника Витти и Ален Делон в фильме *Затмение*, 1961

В 1960-х гг. к Антониони пришла мировая известность, вокруг него всегда было много начинающих актрис и признанных кинозвезд, которые вели на знаменитого режиссера настоящую охоту. Он был избалован женским вниманием, и Моника понимала, что единственный способ удержать его рядом с собой – не устраивать сцен ревности и не предъявлять никаких претензий. В одном из интервью на вопрос об их отношениях Моника Витти ответила: «Мы живем на одной лестничной площадке. Двери наших квартир почти всегда открыты, мы запираем их лишь иногда. Вот и решайте сами». Каждый день они проводили вместе, а по вечерам расходились по разным квартирам.

Моника Витти и Ален Делон в фильме *Затмение*, 1961
Микеланджело Антониони и Моника Витти на съемках фильма *Красная пустыня*

Не задавать лишних вопросов, не спорить и молча соглашаться с режиссером актриса предпочитала и на съемочной площадке. Она одна знала, чего ей стоила роль в фильме «Красная пустыня». Для того, чтобы лучше понять героиню, замужнюю женщину-неврастеничку Джулиану, Микеланджело Антониони предложил актрисе провести несколько недель в психиатрической клинике. Это время стало для нее настоящим кошмаром, а после премьеры фильма Монике позвонил один известный психиатр и сказал: «Моника, вы исключительная актриса, но встретив вас на улице, я бы попросил зайти ко мне на прием…».

Моника Витти в фильме *Красная пустыня*, 1964
Моника Витти в фильме *Красная пустыня*, 1964

Их отношения продолжались, пока длился их кинороман. Казалось, они оба питались этой творческой энергией, взаимно вдохновляя и обогащая друг друга. Но если Моника была готова мириться с его изменами как мужчины, она не смогла принять его измены как режиссера. В свой новый фильм – «Фотоувеличение» – он пригласил другую актрису, а после уехал на съемки в Лондон на 10 недель. За это время что-то между ними разрушилось. Антониони тоже это почувствовал и после завершения работы над фильмом в надежде спасти их отношения сделал Монике предложение. Все 10 лет она ждала этого момента, но тут вдруг поняла, что это случилось слишком поздно. Спустя несколько месяцев они расстались.

Актриса Моника Витти

С тех пор их пути разошлись, каждый из них продолжил свою творческую карьеру, и был в ней успешен. Они вновь встретились на съемочной площадке в 1980 г., когда Моника Витти сыграла главную роль в одной из последних режиссерских работ Антониони «Тайна Обервальда». Тогда он признавался: «Это была встреча со старым другом, с которым связано немало теплых воспоминаний». Их историю до сих пор называют одной из самых красивых в кинематографе – они не устраивали публичных скандалов, ни в чем друг друга не обвиняли и после расставания сумели сохранить дружеские отношения.

Микеланджело Антониони и Моника Витти

Знаменитый режиссер зажег звезду и еще одной актрисы: Красавица Лючия Бозе.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится