Борец с похотью: почему Лев Толстой ненавидел секс
1,563
просмотров
Проповедник нравственности с одной стороны, любитель женщин с другой... Как самому плодовитому во всех смыслах русскому писателю удавалось это сочетание ?

Толстой - персонаж уникальный и противоречивый. В его биографии десятки интрижек и любовных романов соседствуют с проповедями о нравственности, целомудрии и семейственности. Пытался ли он морализаторством в своих произведениях искупить собственные грехи?

Стыд и блуд

«Когда меня братья в первый раз привели в публичный дом, и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал», - вспоминал Толстой о потере девственности. Ему было 16 лет.

Первое же романтическое и плотское чувство к женщине он испытал около 13, о чем писал в дневнике: «Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; но мне [не] хочется верить, чтобы это была любовь; потому что предмет была толстая горничная (правда, очень хорошенькое личико), притом же от 13 до 15 лет - время самое безалаберное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту эпоху действует с необыкновенною силою».

Лев Толстой в 1848

В 18 лет будущий писатель начал вести дневник - в больнице, куда попал с венерическим заболеванием. Для него это было настоящим потрясением, и ему нужно было разобраться в своих чувствах. Впрочем, даже болезнь не остановила юношу в поисках развлечений - он часто пишет о сладострастии и рефлексирует на эту тему. 

В 1854 году, во время участия в Крымской войне, корпус 26-летнего Толстого некоторое время пребывает в Бухаресте. Он с явной досадой вновь отмечает в дневнике, как он «испортился»: «Я имел несколько раз женщин, лгал, тщеславился и, что всего ужаснее, под огнем вел себя не так, как надеялся от самого себя».

Через пару лет он приезжает в свое имение Ясная Поляна и, страдая от безделья, пишет, что томится каждодневными сладострастными желаниями и чувствует себя ужасно гадким из-за этого. «Решился где бы то и как бы то ни было завести на эти два месяца любовницу», «Похоть ужасная, доходящая до физической болезни», «Шлялся по саду. Очень хорошенькая крестьянка, весьма приятной красоты. Я невыносимо гадок этим бессильным поползновением к пороку. Лучше бы был самый порок». 

По дневнику писателя может показаться, что Толстой был немыслимым ловеласом, и многие исследователи именно к такому выводу и приходят, распространяя слухи о огромном количестве детей, якобы зачатых Толстым с крестьянками (на самом деле известно только про одного ребенка). И все же, такое распутство и походы в публичный дом для юноши-дворянина того времени были делом обычным. А вот то, как неистово он себя за это корил, как много уделял этому внимания, как переживал - ракурс совсем совсем необычный.

Борьба с похотью

Борьба с похотью Лев Толстой. Репродукция фотографии 1856 года

Отношение к плотской любви писатель постоянно переосмысливает, и дает сам себе установку, каким должен стать человеком. Так, в 1855 году он пишет: «Человек вообще стремится к жизни духовной, и для достижения целей духовных нужно такое положение, в котором удовлетворение плотских стремлений не противоречит, или совпадает с удовлетворением стремлений духовных <...> Итак, вот мое новое правило кроме тех, которые я давно поставил себе — быть деятельным, рассудительным и скромным». 

Чтобы заглушить похоть, Толстой решает постоянно чем-то занимать себя. С 1856-го он активно ищет жену и хочет перестать вести разгульный образ жизни. Но ни с одной из претенденток-дворянок отношения не складываются. Лишь 6 лет спустя, когда ему исполнилось 34, он встречает 18-летнюю Софью Берс, которая ему «подходит». 

Перед свадьбой он пытается «очистить совесть» и показывает юной невесте свои дневники - хочет, чтобы между ними не было секретов и клянется, что не будет изменять ей. Похождения, описанные там, доставляют Софье немало слез. Однако, она соглашается на свадьбу, и после венчания Толстой тут же увозит жену в Ясную Поляну.

Софья Берс в 1862 году

Счастлив в браке?

Толстой не только нравственен, но и по-своему набожен. Считается, что он был настоящим домашним тираном, заставлявшим жену рожать одного за другим 13 детей. Причина была проста - он «боялся прогневить Бога». 

Известен и случай, когда у Софьи была гнойная опухоль, позвали врача и тот просил разрешение мужа на операцию. Но Толстой долго не мог решиться, считая, что «нельзя противиться воле Божьей», даже если жена может умереть.

Лев Толстой с женой Софьей Андреевной, 1906

Тем не менее, жена любила его и была безраздельно предана, вела его дела (и дела всей Ясной Поляны), занималась детьми, бытом, несколько раз от руки переписывала «Войну и мир». 

Читайте подробнее: Почему Лев Толстой был ужасным мужем

Толстой считал, что удел женщины именно в семье - тому пример судьба Наташи Ростовой, которая нашла счастье в детях, и Кити Щербатской в «Анне Карениной», преобразившейся в материнстве. Ну и все помнят, что Толстой сделал с самой Карениной, которая переступила через семью и окунулась в страсть, забыв про сына…

Отказ от секса

В 1880-х у Толстого происходит духовный переворот и полностью меняется взгляд на мир. Он, например, хотел полностью отказаться от частной собственности и от авторских прав на свои произведения. Также он переосмыслил отношение к браку. Если раньше семья была главной ценностью в его творчестве, то теперь он абсолютно разочарован в браке - свои мысли он воплощает в «Крейцеровой сонате"» 

В повести он высказывается о низменной природе страсти, о том, что человек не может совладать с похотью, и о разрушительной силе ревности. Главный герой - в юности такой же распутник, как сам автор, - говорит, что женщины созданы лишь для возбуждения мужчин. Из ревности он убивает свою невинную жену. 

В это время Толстой уже не просто известнейший писатель, а настоящий духовный лидер. Каждое новое произведение публика читает запоем, и оно оказывает огромное влияние. Поэтому «Крейцерова соната» после выхода была запрещена царской цензурой. Исследователь Толстого Павел Басинский пишет: «Начитавшись “Крейцеровой сонаты”, молодые люди отказывались от браков и продолжения рода, исходя из того, что в основе семьи лежит нечистый половой инстинкт».

Кадр из фильма "Крейцерова соната"

Сексуальные удовольствия писатель воспринимает теперь не как шалость молодости, а как серьезную зависимость. «Блудник есть не ругательство, но состояние (думаю то же и блудница), состояние беспокойства, любопытства и потребности новизны, происходящее от общения ради удовольствия не с одной, а с многими. Как пьяница, может воздерживаться, но пьяница — пьяница и блудник — блудник, при первом послаблении внимания падет», - писал он в дневнике. «Я блудник», - признается он далее.

Во время работы над «Сонатой» Толстой получает брошюры от «шейкеров», американской религиозной организации, проповедующей воздержание. Он пишет своему другу Владимиру Черткову, что они только укрепили его взгляд на брак. Теперь он проповедует не просто нравственность и борьбу с блудом, но вообще целомудрие и отказ от телесных связей. 

В конце жизни и вовсе решает освободиться от брака - уходит от жены и вообще из дома. А через 10 дней умирает на железнодорожной станции в соседней губернии.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится