О жизни Плавтиллы Нелли известно сравнительно немного, большинство ее работ, по-видимому, утеряны или даже уничтожены. Будущая монахиня родилась в семье богатого торговца тканями, предположительно, в 1524 году. Семья ее происходила из той же местности, что и Медичи, а одна из флорентийских улиц названа в их честь - Via del Canto de’ Nelli. Из этой же семьи происходила и мать Макиавелли – Бартоломеа Нелли. Плавтилла приняла постриг в четырнадцатилетнем возрасте вместе с сестрой – и, вероятнее всего, не от большого религиозного рвения. В те годы едва ли не половина молодых девушек отправлялись в монастыри. Семьи не могли обеспечить им приданое, соответствующее статусу, а выдать дочь замуж за претендента более низкого происхождения было недопустимо.
Впрочем, в монастырях эти девушки получали возможность продолжить образование, заниматься музыкой, поэзией, живописью, пусть и в религиозном ключе. Плавтилла оказалась в монастыре Санта-Катерина-ди-Кафаджио, которым управляли доминиканские монахи во главе с Савонаролой. Сестра Плавтиллы в дальнейшем станет первым биографом этого религиозного деятеля, предтечи Реформации, сторонника аскетизма и врага праздности. Проводя в монастыре свои проповеди, Савонарола призывал монахинь… заниматься искусством – конечно же, в целях борьбы с той самой праздностью. Таким образом, монастырь Санта-Катерина-ди-Кафаджио стал средоточием молодых, образованных, одаренных женщин, сформировавших настоящую школу раннеренессансной религиозной живописи и терракотовой скульптуры. Многие из них родились и выросли в семьях, связанных с искусством, многие получили первые уроки живописи и рисунка от своих отцов. Но именно Плавтилла Нелли была признана одной из лучших художниц этой школы - например, ей доверили расписать алтарь в церкви монастыря. С годами же сестра Плавтилла заняла пост настоятельницы – и, в сущности, главы школы.
Она неустанно совершенствовала свои навыки, копируя работы известных мастеров. Особенно пришелся ей по душе фра Бартоломео – и, по-видимому, ей принадлежал архив набросков и зарисовок художника, переданный одним из его верных учеников. По словам историка искусства Джорджо Вазари, едва ли не в каждом флорентийском доме были ее картины и миниатюры, хранились они в церквях и монастырях (хотя неизвестно, куда пропали впоследствии). У Плавтиллы было множество заказов от богатых покровителей – вернее, покровительниц. Монастырь процветал благодаря этим заказам. Кроме того, известны имена как минимум трех ее учениц и трех монахинь-подмастерьев. Несмотря на то, что в религиозной среде было не принято подписывать работы – ведь руками художника водит Господь – Плавтилла оставляла автографы. «Молитесь о художнице Суор Плавтилле Нелли» - такие строки выводила она в углу картины. Так она стала первой художницей эпохи Ренессанса, подписавшей свою работу. Вместе с сестрой Плавтилла иллюстрировала поля рукописных книг, которые хранятся в библиотеке монастыря Святого Марка.
Живописный стиль Нелли был прост, лаконичен, даже суров и как нельзя лучше отражал религиозные взгляды Савонаролы, выступавшего против излишней роскоши в церкви. Бесплотность фигур и тонкая мимика лиц, скромные одеяния и интерьеры, скупая, но изобретательная палитра, лиричность образов….
Несмотря на свой успех в качестве художницы миниатюр, Нелли любила крупные форматы – в те годы это казалось почти шокирующим. Разве может женщина замахнуться на настоящее, большое искусство? Но Нелли – могла. И написала собственную «Тайную вечерю» - огромную семиметровую картину, поставившую ее в один ряд с титанами Ренессанса. Евангельская сцена написана маслом на огромном холсте, сшитом, как лоскутное одеяло, из нескольких полотен. Лица Христа и апостолов нежны, их фигуры изящны, однако образы лишены жеманства. Буквально парой мазкой художница придает их чертам выражение грусти или потрясения. Плавтилла Нелли была способна передать тончайшие оттенки чувств, мастерски изображая метания души, страдание, скорбь и радость евангельских персонажей.
С момента своего создания «Тайная вечера» Нелли хранилась в столовой монастыря. В 19 веке монастырь подвергся серьезным разрушениям, а картина была срезана с рамы и свернута краской внутрь – настоящее варварство. К тому же в таком свернутом виде она хранилась пятьдесят лет! В дальнейшем же «Тайную вечерю» повесили в трапезной монастыря Санта-Мария-Новелла.
И лишь в 2003 году флорентийский Комитет Национального Музея Женщин в Искусстве в ходе одного из исследований обратил внимание на упоминание некой монахини-художницы в работе Джорджо Вазари « Жизнь самых прекрасных художников, скульпторов и архитекторов». Вскоре была обнаружена «Тайная вечеря» и начаты долгие и сложные мероприятия по ее реставрации. Также популяризацией творчества Плавтиллы Нелли занялись монахини доминиканского монастыря в Нью-Джерси.
Сегодня обнаружено, атрибутировано и отреставрировано около десяти картин и несколько великолепных карандашных набросков Плавтиллы Нелли. Ее работы экспонируются в галерее Уффици. О возвращении человечеству наследия первой художницы Ренессанса снято несколько документальных фильмов, о ее творчестве пишутся научные статьи и искусствоведческие обзоры. Спустя почти пять сотен лет настоятельница монастыря, где молитвы свершались с кистью в руках, наконец заняла свое законное место в истории западноевропейского искусства.