Буссето: колыбель Джузеппе Верди
874
просмотров
Безусловно, главным городом в жизни Верди был Милан, ведь именно там юный Джузеппе закончил образование, познакомился с музыкальным бомондом Италии, а самые известные оперы маэстро и по сей день входят в обязательный репертуар Ла Скала. И все же понять характер Верди невозможно без посещения родины композитора — коммуны Буссето, расположенной близ Пармы.

ДЕРЕВНЯ ЛЕ РОНКОЛЕ

Дом, где родился Джузеппе Верде, находится в деревушке Ле Ронколе, здание легко узнать по стесанной крыше и памятнику композитору на входе. В принципе, дом Верди и церковь, где крестили будущего автора «Аиды», — единственные достопримечательности Ле Ронколе.

На фото: дом Верди

Происходил Верди из очень простой итальянской семьи с достатком, как сейчас принято говорить, ниже среднего, потому родной дом композитора выглядит более чем скромно. Зато обстановка внутри на 100 процентов соответствует той, в которой рос и взрослел Верди.

На фото: гостиная в доме Верди

Его родители зарабатывали на жизнь весьма далекими от искусства ремеслами: мать пряла пряжу, а отец держал постоялый двор. В доме помимо жилых помещений располагался и загон для скота, и гостевые комнаты, и конюшня для лошадей постояльцев.

На фото: хозяйственное помещение в доме Верди

Хотя сегодня в Ле Ронколе царит тишина, нарушаемая лишь приездами туристических групп, во времена Верди эта деревня была важным пунктом на пути между Пармой и Миланом, потому родители будущего композитора хоть и считали каждую копейку, но никогда не голодали — постоялый двор приносил пусть и небольшой, но стабильный доход.

На фото: церковь, в которой крестили Верди

Церковь, в которой крестили Джузеппе Верди, находится всего в каких-нибудь двадцати шагах от дома маэстро. Сокровище церквушки — книга, в которой обозначена дата крестин Верди, местный священник с особой гордостью демонстрирует запись гостям  Ле Ронколе.

На фото: запись о крестинах Верди в церковной книге

А вот о том, что Верди до конца своих дней был ярым противником церкви, тут вспоминать не любят, зато любят рассказывать, что в детстве Верди помогал служить мессы именно в этой церквушке, и именно тут на одаренного юношу обратил внимание меценат Антонио Барецци, благодаря которому Верди продолжил занятия музыкой, и в результате стал тем, кем мы его знаем и помним.

ДОМ-МУЗЕЙ АНТОНИО БАРЕЦЦИ

После того, как Антонио Барецци заметил талантливого мальчика, жизнь Джузеппе Верди переменилась в мгновение ока. Из Ле Ронколе он переехал в дом мецената в Буссето, где начал брать уроки музыки, правда, выходные будущий композитор все равно проводил в родной деревне.

На фото: Буссето

В Буссето и по сей день относятся к Верди, как к родному и живому. В конце-концов, житель какого еще итальянского городка может с гордостью заявить: «Я родился рядом с домом, где будущий автор «Травиаты» учился игре на фортепьяно!» В доме Барецци, где жил и учился юный Верди, сейчас устроен музей. Музей — не государственный, им заведует инициативная группа уроженцев Буссето, самых преданных поклонников Верди.

На фото: Маргарита Барецци — первая жена Верди

Если знаете итальянский язык, то здесь вам проведут очень любопытную экскурсию. К примеру, покажут рояль, на котором Верди музицировал в четыре руки вместе со своей первой любовью Маргаритой, дочерью Антонио Барецци.

«Барецци не знал, что его дочь и Верди влюблены друг в друга, к тому же Верди был ее учителем музыки, — рассказывает один из хранителей музея. — Они часто играли на этом рояле в четыре руки. Однажды отец Маргариты вышел из комнаты и вдруг заметил, что музыка стихла.  Барецци вернулся в комнату и увидел, что Верди и Маргарита целуются! Был страшный скандал. Кстати, это и стало одной из причин, почему Барецци отправил двадцатилетнего Верди заканчивать образование в Милан».

На фото: памятник Верди в Буссето

Так или иначе, но из Милана в Буссето Верди вернулся уже в 1830 году, и в небольшом концертном зале этого же дома состоялось его первое публичное выступление. А еще спустя шесть лет молодой композитор, наконец-то, женился на красавице Маргарите.

На фото: Верди в компании знаменитых соотечественников, картина в музее Буссето

Далее начинается грустная страница биографии Верди: двое его детей, рожденных Маргаритой, умирают во младенчестве, затем умирает и жена. «Верди был опустошен, его первая опера провалилась, жена и дети мертвы, у нас сохранились его письма того периода, вы можете увидеть их на стендах зала», — говорит распорядитель музея.

На фото: Джузеппе Верди

Помимо писем друзьям в музее Буссето есть и еще одно уникальное письмо, его Верди писал позже, уже будучи в зените славы. Оно адресовано самой императрице Марии-Луизе, второй жене Наполеона, бывшей владелицей Пармы и негласным худ.руком Королевского Пармского театра (без ее одобрения ни один спектакль не мог быть поставлен на сцене театра).

На фото: афиша и портрет Верди в Парме

Дело в том, что Мария-Луиза недолюбливала Верди, и его оперы в Театро ди Реджио ставились крайне редко. В письме, хранящемся в музее Буссето, Верди просит императрицу сменить гнев на милость. А еще в музее есть коллекция дирижерских палочек, их дарят музею все дирижеры, посетившие это место.

ТЕАТР VERDI

В возрасте тридцати восьми лет Верди познакомился с оперной дивой Джузеппиной Стреппони, и между ними сразу же вспыхнула страсть. Пара некоторое время жила в Париже, а затем перебралась в Италию. В Буссето любовь композитора к Джузеппине не одобряли, ведь пара жила вместе как муж и жена, но при этом венчаться не собиралась. Впрочем, смотреть сквозь пальцы на сожительство Верди и Стреппони, позволял тот факт, что именно  Джузеппина убедила Верди не бросать музыку и закончить оперу «Риголетто», до этого композитор неоднократно заявлял о желании уйти на заслуженный отдых.

На фото: Джузеппина Стреппони

Ну, а благодарные жители Буссето решили выразить свою любовь к Верди следующим образом — построить в городе театр имени композитора. Верди, питавший острую нелюбовь к любой показухе, идею горожан отвергал всеми доступными ему способами, но, в конце-концов, сдался под натиском общественного мнения и даже выделил деньги на постройку театра.

На фото: театр Verdi

В день первого представления в театр пришли все жители Буссето. Каждый, дабы выразить свое признание композитору, оделся с головы до ног в зеленое: verde — «зеленый» по-итальянски, по произношению слово схоже с фамилией композитора.

На фото: театр Verdi

Все, кроме Верди. Композитор вместе с Джузеппиной в знак протеста покинул Буссетто и отправился на свою виллу Сант-Агата, где и оставался до конца театрального сезона. В письмах к друзьям Верди так и писал: «Наконец-то, сезон в этом дурацком театре закончился, и я могу поехать домой». Самое интересное, свой молчаливый протест Верди не уставал выражать до конца своих дней: как только в театре начинался очередной сезон, композитор сбегал из Буссето.

На фото: театр Verdi

Театр Verdi — очень маленький, когда находишься внутри, кажется, что попал внутрь музыкальной шкатулки, декорированной бархатом и золотом. Сейчас здесь каждый год проходит конкурс молодых исполнителей имени Верди, и в нем неоднократно побежали россияне. Кстати, на оперу в театр Verdi имеет смысл сходить не только ради того, чтобы насладиться музыкой, но и для того, чтобы понаблюдать за местной публикой.  Жители городка подпевают солистам и громко ругаются, если какой-то исполнитель (не дай боже!) сделает ошибку или не вытянет ноту, —  уроженцы Буссето все произведения своего земляка знают как «Отче наш».

ВИЛЛА САНТ-АГАТА

Вилла Сант-Агата, принадлежавшая Верди, была тем самым местом, где композитор вместе с Джузеппиной Стреппони скрывались и от злых языков, и от навязчивого внимания поклонников. От Буссето до Сант-Агата можно добраться на машине всего за полчаса.

На фото: вилла Сант-Агата

Проект виллы композитор разработал сам без помощи архитекторов. Дом разделен на две половины. В одной — спальня, рабочий кабинет и фортепьяно Верди. Стоит сказать, что Джузеппе Верди вначале всегда записывал ноты, и только потом воспроизводил написанное на инструменте, то есть музыка звучала у него в голове в прямом смысле этого слова.

На фото: вилла Сант-Агата

Его рабочее место так и выглядит: постель (Верди любил размышлять о музыке по ночам), письменный стол, а затем фортепьяно. Во второй половине дома — комнаты Джузеппины. Тут обращает на себя внимание тот факт, что вторая супруга Верди (пара сочеталась браком через десять лет после начала семейной жизни) книги любила гораздо сильнее, чем наряды и драгоценности, — одних искусствоведческих трудов тут наберется на целую библиотеку, а вот коллекция платьев и украшений более чем скромная.

На фото: Джузеппина Стреппони

Интерьер виллы крайне эклектичен. Джузеппина и Верди наполняли свой дом безделушками, привезенными из разных стран, понравившимся картинами и экзотическими сувенирами, не заботясь о том, как все это будет смотреться вместе. Вокруг виллы — роскошный сад с экзотическими деревьями. Надо сказать, что после «Аиды» Верди больше любил ухаживать за цветами, нежели писать оперы, и все свободное время уделял своему саду. Кстати, тут же в саду похоронена и любимая собака композитора, на ее могиле надпись: «Памятник моему другу».

На фото: сад у виллы Сант-Агата

Еще из примечательного, на вилле Сант-Агата есть своя винодельня. Любопытно, но Верди не любил итальянское вино и всю жизнь пил только французское, что, впрочем, не мешало ему заниматься виноделием и продавать вино своим не столь искушенным в этом вопросе соотечественникам. Также интересно заглянуть и в огромный гараж с каретами. Дело в том, что Верди довольно часто приходилось ездить по работе в Милан, а потому у него был настоящий автопарк карет, каждая из которых предназначена для определенной погоды.

На фото: сад и река у виллы Сант-Агата

Сегодня вилла Сант-Агата принадлежит частным владельцам, так что посещение возможно лишь по предварительной записи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится