Ученики его боготворили, ведь он с ними общался на равных и многим еще во время учебы дал путевку в большое кино. Однако среди них были и те, кто считал его решения несправедливыми и таил на него обиду. Например, Нонна Мордюкова и Евгений Моргунов считали, что учитель едва не загубил их карьеры.
Свой путь Сергей Герасимов начинал как актер, а позже – режиссер немого кино. Первый успех пришел к нему в 30 лет, после съемок первого звукового фильма «Семеро смелых». Самыми значительными режиссерскими работами Герасимова стали фильмы «Молодая гвардия» и «Тихий Дон», благодаря которым свой путь в кино начала целая плеяда его учеников. Педагогическая деятельность стала едва ли не главным делом жизни Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, ведь в этом деле они были настоящими ювелирами, огранившими немало бриллиантов.
Свой первый актерско-режиссерский курс во ВГИКе Сергей Герасимов набрал в 1944 г., и обычно его называют самым звездным среди всех его учеников: на нем учились Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Татьяна Лиознова. Когда они учились на втором курсе, был опубликован роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», и Герасимов тут же решил поставить по нему спектакль. Постановка пользовалась таким успехом, что режиссер взялся за экранизацию.
Горячая кровь казачки
В спектакле главную женскую роль играла ученица Герасимова Клара Лучко, и все были уверены в том, что образ Ульяны Громовой в фильме воплотит тоже она. Но перед самым началом съемок режиссер увидел на одном из студенческих показов учившуюся на год младше Нонну Мордюкову, воспитанницу курса Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Чернобровая донская казачка так поразила его своей внутренней силой и невероятной органикой, что он тут же решил: именно так должна выглядеть на экране Ульяна Громова! Лучко после этого даже задумывалась об уходе из актерской профессии, но ее талант тоже не остался незамеченным – Иван Пырьев снял ее в фильме «Кубанские казаки».
Позже Нонна Мордюкова вспоминала: «Паника охватила на втором курсе: стало известно, что Герасимов будет снимать «Молодую гвардию» силами своих студентов. Конечно, актеры мы были зеленые, о профессионализме тоже не говорю, но войну видели своими глазами, поэтому врать не могли. Как и другим, мне казалось, что без меня Герасимов не обойдется. И студентка, репетировавшая Ульяну Громову на сцене студии, виделась мне совершенно не подходящей: слишком красивая, вальяжная и изнеженная. Это была Клара Лучко. Сергей Аполлинариевич посмотрел ее и сказал, что, возможно, перераспределит роли. На следующий день он поручил своей ученице Тане Лиозновой разработать образ Громовой со мной. Потом он признавался, что увидел мое с Ульяной внешнее сходство. Во время съемок Герасимов нам повторял: научиться работать можно и на одном фильме, но при условии, что у актера есть что-то внутри. Сергей Аполлинариевич внушил нам любовь к мастерам и презрение к дилетантам. Он выдал нам путевку в творческую жизнь».
Все ученики так старались не подвести своего учителя, что работа была невероятно слаженной и вдохновенной. На съемках царила романтическая атмосфера: на площадке завязались два романа, завершившиеся свадьбами – у Сергея Бондарчука и Инны Макаровой и у Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Сразу после съемок Мордюкова познакомила родителей со своим избранником, и Тихонов произвел на них очень хорошее впечатление. Каково же было их удивление, когда вскоре после этого свататься к ним приехал сам Герасимов! Мало того, что он был старше Нонны на 20 лет, так режиссер к тому же был женат. Но он совершенно потерял голову от своей Ульяны Громовой и даже был готов развестись, чтобы на ней жениться. Конечно, родители настояли на том, чтобы дочь вышла замуж за Тихонова, и она отказала Герасимову.
Спустя 7 лет Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Тихий Дон». Нонна Мордюкова рассчитывала на то, что режиссер предложит ей роль Аксиньи – кому, как не ей, играть донскую казачку! Но вместо нее утвердили Элину Быстрицкую, из-за чего ее соперница едва не наложила на себя руки. Она не могла простить Герасимову этого решения и была уверена в том, что оно было продиктовано желанием отомстить ей за отказ выйти за него замуж.
На самом деле все, кто хорошо знал режиссера, в один голос твердили: он не был мстительным человеком, к тому же профессиональные принципы стояли для него на первом плане, и он бы не поступился ими из-за каких-то личных интересов. Режиссерское чутье его никогда не подводило, и если что-то и повлияло на его решение, так это мнение автора «Тихого Дона» Михаила Шолохова: на кандидатуре Быстрицкой настоял сам писатель, посчитав ее идеальным попаданием в образ Аксиньи. А Мордюкова затаила обиду и на Герасимова, и на Быстрицкую.
Обида Моргунова
Среди учеников Сергея Герасимова был и еще один актер, считавший, что учитель едва не загубил его кинокарьеру. Вместе с Сергеем Бондарчуком и Инной Макаровой в «Молодой гвардии» снялся и их однокурсник, Евгений Моргунов, вот только его в этом фильме зрители если и заметили, то не узнали. Тогда он был молодым, стройным, подтянутым и внешне ничем не напоминал героя комедий Гайдая, которые позже принесут ему всесоюзную популярность. А в «Молодой гвардии» ему досталась роль предателя – подпольщика, который сдал своих товарищей. Его однокурсники сыграли настоящих героев, их полюбила вся страна, а его во время гастролей подстерегали и избивали мальчишки, выследившие «врага народа». И хотя эпизоды с его участием при финальном монтаже были сильно сокращены, отрицательный образ, созданный Моргуновым, получился таким ярким, что это сыграло с ним злую шутку.
Слава и успех достались его партнерам, а его отождествляли с его персонажем и забрасывали письмами с оскорбительным содержанием. Моргунов винил в этом Герасимова, который не дал ему возможности начать свой путь в кино с триумфальной роли. В отместку актер решил подшутить над учителем и однажды спрятал его правительственную награду. Этот злой розыгрыш Герасимов не оценил и в свои фильмы Моргунова больше не приглашал. Актер считал, что он якобы препятствовал его дальнейшей кинокарьере, но, судя по его фильмографии, Моргунов продолжал активно сниматься у других режиссеров уже в других амплуа. А зрители не помнили его ранних работ по другим причинам: в 25 лет у актера обнаружили диабет, и он начал стремительно набирать вес. И те, кто узнал его по фильмам Гайдая, попросту не узнавали его в предыдущих фильмах.
Строгий и справедливый
При этом большинство учеников Герасимова были ему очень благодарны, ведь он общался с ними на равных, подбадривал и поощрял, умел в каждого из них вселить уверенность в том, что именно он – самый лучший и самый любимый его ученик. Он зажег самых ярких звезд советского кино: Аллу Ларионову, Николая Рыбникова, Зинаиду Кириенко, Людмилу Гурченко, Евгения Жарикова, Николая Губенко, Жанну Болотову, Галину Польских, Наталью Бондарчук, Наталью Белохвостикову, Николая Еременко-младшего и многих других. Студенты относились к Герасимову и Макаровой, как к родителям, ведь они опекали их не только в карьере – если узнавали, что у кого-то нет денег на обед, сами их кормили. Когда студенты оканчивали институт, педагоги продолжали за ними следить, переживая, чтобы они не остались без работы. Лариса Лужина говорила, что Герасимов буквально навязал ее Станиславу Ростоцкому на главную роль в его фильм «На семи ветрах».
Педагогом Герасимов был требовательным, строгим, но справедливым. Он горел своим делом и ждал такой же самоотверженности от учеников. Иногда это приводило к курьезам. Однажды во время пламенной речи Герасимова на лекции Евгений Жариков зевнул во весь рот. Педагог разъярился: «Вон из института!» Студент так испугался, что потерял сознание. Конечно, отчислять его никто не стал.
Сергей Герасимов был человеком творческим и увлекающимся, и он не раз терял голову от актрис, с которыми работал. Но его супруга знала: он влюблялся не в женщин, а в их талант и созданные ими образы, а всю свою жизнь он любил и боготворил только ее одну. Тамара Макарова и Сергей Герасимов: любовь с изменами