Как все великие люди, он мог тайно затаить обиду и впоследствии «отыграться» на обидчике. Причем помимо классического нежелания снимать в своих картинах у Гайдая были свои индивидуальные методы «мщения». Какие и кто попал «под раздачу»– узнаете из нашей статьи.
Евгений Моргунов
Пожалуй, самым известным был конфликт режиссера с актером Евгением Моргуновым. Он случился в самый разгар работы над комедией «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Однажды, во время ставшего хорошей традицией просмотра отснятого материала после напряженного трудового дня, режиссер внимательно вникал во все детали, когда на задних рядах кинозала послышался шум. Причем это был хохот вперемешку с нецензурной бранью. Оказалось, что на задних рядах устроилась явно подвыпившая компания – актер Моргунов и несколько девиц, которые выдавали свои нетрезвые комментарии по поводу увиденного.
На такое поведение среагировала помощница режиссера, увидевшая, что метру это явно мешает сосредоточиться. Она подошла к компании и попросила их уйти. На что слова Моргунова прозвучали на весь зал, словно гром среди ясного неба «Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини!». Эта фраза зазвездившегося актера поставила жирную точку в его работе со знаменитым режиссером. Несмотря на то, что трио «Балбес-Трус-Бывалый» было более чем успешным, Гайдай больше не употреблял его в своих сценариях. А с Моргуновым разобрался по-режиссерски просто. Так как большая часть картины уже была отснята, Гайдай отдал приказ снимать актера лишь там, где требовался крупный план. А в остальных моментах использовал услуги похожего дублера.
Наталья Варлей
«Комсомолка, спортсменка и просто красавица», как не странно видеть со стороны, помимо роли в «Кавказской пленнице» снялась у Гайдая лишь раз и то в небольшой роли студентки-вегетарианки Лизы Калачевой из «12 стульев». Оказывается, между режиссером и хорошенькой актрисой тоже пробежала черная кошка. Но рассказала Наталья Варлей об этом лишь много лет спустя в своей книге «Канатоходка. Автобиография». В ней описывается история, произошедшая в один из летних вечеров в Крыму. Съемочная группа в тот день праздновала в ресторане День рождения «Шурика». По окончании Леонид Иович вызвался проводить Наталью, тем более что проживали они в одной гостинице и на одном этаже. Каково же было недоумение актрисы, когда он зашел к ней в номер и преспокойно устроился в кресле. Девушка начала срочно придумывать темы для обсуждения, пока нервно соображала, что же предпринять. И тут пришла на помощь жена режиссера – Ника Гребешкова. Она буквально влетела в номер, окинула всех гневным взглядом и ушла. Гайдай нехотя встал, последовал за ней, но вдруг неожиданно обернулся и попытался поцеловать Наташу.
Он то ведь не знал, что имеет дело с циркачкой – девушка ловко увернулась и умудрилась вытолкать его за дверь, заперев ее на ключ. Следующий съемочный день прошел как обычно, да и другие тоже. О том, что режиссер обиделся, Наталья Варлей узнала лишь гораздо позже. Просто режиссер «лишил ее права голоса» - комсомолку дублировала Надежда Румянцева. И лишь одну фразу Гайдая оставил в исполнении актрисы. «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью» - это звучит настоящим голосом Натальи Варлей.
Светлана Светличная
Санкции коснулись и исполнительницу роли роковой красавицы Анны Сергеевны. Молодая актриса посмела не согласиться с режиссером и выдвинула свой, исключительно женский взгляд на сцену соблазнения простоватого горе-контрабандиста Семена Горбункова. Интересное видение ситуации заинтересовало режиссера. В итоге именно предложенные Светличной сцены вошли в окончательный монтаж картины. Но на строптивую актрису Гайдай затаил обиду, и также отомстил. Вот почему в картине искусительница разговаривает голосом другой женщины. Ее озвучила актриса Зоя Толбузина, которая, кстати, была даже не ровесницей Светланы – она была старше на 18 лет.
Юрий Никулин
Официальная версия того, почему Никулина мы не увидели в роли управдома Бунши и Ивана Грозного – это то, что артист был занят в масштабных заграничных поездках вместе с Московским цирком. Гайдай очень хотел его снять даже не смотря на то, что руководство «Мосфильма» серьезно возражало: если и можно представить Никулина как мелкого чиновника, то вот на внешность царя его простоватое лицо никак «не смахивает». Но режиссер считал, что Никулин – универсальный актер, он точно может сыграть кого угодно. А что касается лица, то как раз в это время известный журнал опубликовал портрет-реконструкцию Ивана Грозного, где явно было заметно сходство с актером. Ситуацию разрешил сам Юрий Никулин, отказавшись сниматься. Как потом рассказывала вдова Гайдая, причина была банальная. На самом деле Никулин просто побоялся, что комедию, в основу сюжета которой положен рассказ опального писателя Михаила Булгакова, просто-напросто положат на полку. А тратить драгоценное время на заведомо провальный фильм актер не хотел.
Повторно Гайдай пригласил Никулина и на съемки трилогии по рассказам Зощенко «Не может быть». И вновь актер, несмотря на удачные пробы, отказался. Поэтому впоследствии роль отца невесты досталась Георгию Вицину.
Андрей Миронов
Помня, какой слаженный дуэт получился в «Бриллиантовой руке» между Мироновым и Папановым, в следующем своем шедевре Гайдай решил повторить успех с Мироновым и Никулиным. Но последний отказался от съемок в картине «Иван Васильевич меняет профессию», тем самым нечаянно подставив Миронова. Дело в том, что с новым царем – Юрием Яковлевым – отношения у Жоржа Милославского в исполнении Миронова не заладились. Зато отлично проявил себя на пробах Леонид Куравлев. Этот актер сразу попал в «любимчики». А вот Миронов вскоре проштрафился. Спустя пять лет после премьеры гайдаевских «12 стульев» с Гомиашвили в главной роли на экраны вышел захаровский вариант истории Ильфа и Петрова, где в главной роли уже снялся Андрей Миронов. Гайдай не на шутку обиделся, посчитал это предательством, и больше Миронова к совместной работе не привлекал.
Арчил Гомиашвили
Актер всегда восхищался талантом Гайдая как комедийного режиссера. Но однажды все-таки позволил себе вспылить. После просмотра окончательного монтажа фильма «12 стульев» актер эмоционально высказался, что если бы знал, что Гайдай сделает с его работой, то он бы не снимался. На что режиссер высказался прямо в противоположном смысле. И отдал дубляж другому актеру – Юрию Саранцеву. После этого оппоненты не общались целых пять лет. И лишь в 1976 году, перед телевизионной премьерой картины Марка Захарова, режиссер Гайдай дозвонился до артиста Гомиашвили, чтоб сказать: «Арчил Михайлович, сегодня по телевизору будут показывать уголовное преступление».
Негодяи
К грядущему юбилею Леонида Гайдая команда под предводительством режиссера Юрия Саакова решила устроить сюрприз. Они пригласили снявшихся в разные годы у Гайдая актеров, чтоб создать музыкальный фильм. Самое интересное, что участвовать и спеть полюбившиеся песни Александра Зацепина согласились все артисты, которых когда-либо обидел режиссер. Кроме Никулина и Миронова – у них снова были накладки в плотном гастрольном графике. Эту шутку под названием «Невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» преподнесли Гайдаю к празднику. Очевидцы утверждают, что растроганный режиссер долго потешался, а затем назвал актеров «негодяями».