Чивидале находится в провинции Фриули-Венеция-Джулия. Знаменита область следующими моментами. Во-первых, из-за соседства со Словенией местное население говорит на диалекте, в котором можно проследить влияние славянских языков; во-вторых, тут производят великолепное белое вино. Самый известный сорт — знакомое всем Пино Гриджо, однако помимо него во Фриули-Венеции-Джулии можно отведать различные версии местного совиньона, токай-фриулано и remuna rebula.
На подъезде к Чивидале сложно не залюбоваться бесконечными винными лозами, они опоясывают каждый холм, а в местных винодельнях можно купить бутылку превосходного белого вина за смешные 300 рублей.
В третьих, на фриульскую кухню оказали большое влияние австрийцы, поэтому тут популярны разнообразные версии штруделя, да и местный пирог «губана» с сухофруктами напоминает о классической венской выпечке. Главный город провинции — Триест — стоит на берегу Адриатического моря, прочие городки расположены преимущественно в горах, и Чивидале — не исключение.
Первую и главную достопримечательность Чивидале невозможно не заметить или пропустить. Этот мост Дьявола (или Чертов мост), соединяющий каменистые берега бурной реки Натизоне.
По легенде в древности людям было не под силу возвести столь грандиозное сооружение на крутых берегах Натизоне, поэтому жители города заключили сделку с Дьяволом. По контракту с «Князем мира сего» в качестве платы за строительные работы Люцифер должен был получить душу того, кто первым поднимется на мост. Горожане на условия согласились, но придумали хитрость, и выпустили первым на мост, по одной версии, свинью, по другой — кошку.
Дьявол, видимо, посоветовавшись с юристами Преисподней, не нашел повода для возбуждения судебного иска, по крайней мере, мост стоит в Чивидале и по сей день, а в начале прошлого века жители даже реконструировали его. На этот раз все обошлось без чертовщины.
В центре города обращает на себя внимание памятник Юлию Цезарю. Великий полководец — основатель города, вообще изначально Чивидале назывался Фриуль — местная интерпретация имени Юлий.
Ну, а переименовал город другой известный воитель — Карл Великий. Король лангобардов назвал эту местность Civitas Austriae, т.е. «город на востоке», под этим именем Чивидале и дожил до наших дней.
Если от античности в Чивидале сохранились лишь обломки камней, которые и руинами-то назвать сложно, то с наследием лангобардов дела обстоят отлично.
В Чивидале можно увидеть Tempietto Longobard – храм восьмого века с изящной лепниной на стенах, ну а кроме того на мощеных улочках Чивидале сохранилось великое множество домов различной степени древности (есть постройки даже шестого-восьмого веков).
Вообще весь исторический центр города состоит из лабиринта маленьких улочек, вымощенных булыжником, такие обязательные атрибуты Средневековья, как крепостная стена и ворота в город тоже наличествуют. Несмотря на старинные декорации (когда гуляешь по городу невольно возникает ощущение, что тебя перенесли на машине времени в раннее Средневековье), город отнюдь не кажется мертвым или застывшим во времени.
Местное население передвигается по уложенным булыжниками улицам на велосипедах, а в кафешках и барах по вечерам не протолкнуться — народ наслаждается вечерним аперитивом.
Кстати, туристов в городке вообще нет, хотя, может дело в том, что начало апреля — еще не сезон.
Поскольку я попала в Чивидале в канун католической Пасхи, было глупо не посетить пятничное богослужение. Так вот. В пятницу накануне Пасхи вечерняя служба в итальянских храмах посвящена крестному ходу Христа. С нашим крестным ходом он имеет весьма относительное сходство. Во-первых, если на улице холодно (а сейчас в горах, действительно, около 10 градусов и весьма промозгло), то крестный ход проходит прямо в стенах церкви.
Священник в сопровождении мальчиков из воскрестной школы курсирует по храму, а все прихожане почтительно стоят в центре. Под пение хора священник делает несколько шагов, затем останавливается и зачитывает из священного писания строки о крестном ходе Христа, после чего прихожане хором произносят слова молитвы.
Длится крестный ход около часа, но я смогла выстоять в церкви только тридцать минут, все-таки чтобы находиться внутри неотапливаемой каменной постройки восьмого века нужно или иметь очень крепкую веру, или быть крайне морозостойким человеком.