Его последней работой была мелодрама «Настя». Этот фильм появился в начале 1990-х гг. и стал настоящим глотком свежего воздуха для зрителей, уставших от «чернухи» в жизни и на экранах. Главная героиня выглядела, как принцесса из волшебной сказки, и, подарив миллионам мечту, после этого загадочно исчезла навсегда…
Сценарий «Насти» стал последней киноработой Александра Володина, но не первым его произведением на эту тему. Дело в том, что еще в 1967 г. был снят фильм «Происшествие, которого никто не заметил» по одноименной повести Володина, где сам автор и сценарист выступил еще и в качестве режиссера. К сожалению, для него этот опыт стал первым и последним: сказочная история-притча о скромной продавщице из овощного магазина, мечтающей превратиться из неприметной Золушки в красавицу-принцессу, не понравилась киноначальству, и в дальнейшем Володину не давали снимать кино в качестве режиссера.
И вот спустя 25 лет режиссер Георгий Данелия предложил Александру Володину вернуться к тому же произведению и снять вторую его экранизацию. Сценарий они перерабатывали вместе, при помощи Александра Адабашьяна. Канву сюжета оставили такой же, только переместили девушку из овощного магазина в магазин канцелярских товаров начала 1990-х гг.
Интересно то, что Георгий Данелия на тот момент первой экранизации не видел, и фильм «Настя» получился по сути не ремейком, а новой картиной по тому же произведению. При этом все события и идеи остались неизменными: скромная девушка мечтает о красоте и любви, однажды она помогла на улице незнакомой старушке, и та пообещала выполнить два ее заветных желания. Первым желанием Насти была красота, но ее преображение не принесло ей счастья. И только после того, как она загадывает второе желание – стать такой, как прежде, в ее жизнь приходит настоящая любовь.
Главную героиню до ее преображения сыграла 22-хлетняя начинающая актриса Полина Кутепова. 1993-й год, когда проходили съемки фильма «Настя», стал для нее поворотным: тогда же она окончила ГИТИС (РАТИ) и была принята в труппу театра «Мастерская Петра Фоменко». Сниматься в кино вместе со своей сестрой-близнецом Ксенией она начала еще в детстве, но в «Насте» сыграла свою первую главную роль, после чего на нее обратили внимание другие кинорежиссеры.
Именно с «Насти» для Полины Кутеповой начался ее триумфальный путь в кино. Даже в кризисные 1990-е гг. ей предлагали одну главную роль за другой, и в начале 2000-х гг. она превратилась в одну из самых известных и востребованных актрис. В новом столетии актриса запомнилась зрителям по главным ролям в детективном сериале «Пелагия и белый бульдог» и в фильмах «Инди», «Мой муж – гений» и «Каденции». На данный момент в фильмографии 49-летней актрисы – уже около 40 работ. А вот у ее коллеги, сыгравшей Настю после чудесного преображения, актерская судьба не сложилась.
После того, как в 1994 г. фильм «Настя» вышел на экраны, мнения кинокритиков и зрителей разделились: кто-то восхищался красотой никому не известной актрисы, сыгравшей главную героиню после преображения, а кто-то рукоплескал актерскому мастерству Полины Кутеповой, которая, не обладая такой же яркой внешностью, как ее коллега, на экранах затмила ее благодаря своему таланту и блестящей игре. Все эти дискуссии подтверждали лишь одно: Георгий Данелия не ошибся с выбором молодых актрис на главные роли – их попадание в образы было стопроцентным. И если «первооткрывателем» таланта Полины Кутеповой, сформировавшим ее как личность и как актрису, был все же Петр Фоменко, то звезду Ирины Марковой, бесспорно, зажег Георгий Данелия, хотя его называли и «крестным отцом» Кутеповой в кино.
Фильм «Настя» не был первым в ее кинокарьере – он стал вторым и последним. Ирина Маркова не была профессиональной актрисой. Она родилась в Минске, а на съемочную площадку попала благодаря счастливой случайности после своего переезда в Москву. Когда режиссер Виктор Волков в начале 1990-х гг. задумал снять мелодраму «Шоу-бой», он решил, что в главных ролях снимет непрофессиональных актеров, никогда раньше не появлявшихся на экранах. Помощники режиссеры случайно увидели 18-летнюю Ирину Маркову, сразу же обратили внимание на ее яркую красоту и предложили прийти на пробы. Так она получила свою дебютную роль в кино.
Душераздирающая история о трагической любви молодого солиста поп-группы и такой же юной, но умудренной опытом «жрицы любви», была разнесена критиками в пух и прах. Так, Елена Стишова в «Искусстве кино» писала: «В кулуарах картину ехидно окрестили «Интердевочкой для детей и юношества». Авторы, очевидно, задумывали «Шоу-боя» как шлягер, начинив его широко растиражированными перестроечными сюжетами. Комсомольская мафия, детский шоу-бизнес, несовершеннолетняя «жрица любви» в мафии и принц из заморского края: ах, америкэн бой, возьми меня с собой! Непристойность этой ленты даже не в художественном качестве постельной сцены, в которой снимаются тинейджеры, что само по себе отвратительно, – непристойна и аморальна сама авторская установка, а намерение сорвать успех таким грязным способом: пригласить на роль бездарную жертву очередного конкурса красоты и с помощью этого товара манипулировать экранным сюжетом и зрительской аудиторией, где наверняка большинство составляют ровесники экранных героев».
Тем не менее не имеющая актерского образования и опыта съемок Ирина Маркова, названная «бездарной жертвой конкурса красоты», с первого же появления на экранах очаровала миллионы зрителей, которые, глядя на нее, забывали об уровне актерского мастерства. Георгий Данелия тоже не был обеспокоен этим фактом и пригласил дебютантку на одну из главных ролей в свой фильм «Настя». Ему нужна была именно такая героиня – живое воплощение недостижимой мечты, хрупкая, воздушная, прекрасная и загадочная.
И хотя актерские способности Ирины Марковой после выхода фильма на экраны вновь оценили невысоко, в 1994 г. «Настя» получила престижную кинопремию «Ника», и об обеих актрисах заговорили. Этот фильм вошел в коллекцию лучших работ режиссера, подарившего зрителям в непростые времена светлую добрую сказку.
После такого безусловного успеха Маркова могла бы получить актерское образование и продолжить кинокарьеру, вот только таких целей у нее не было. А если и были, то они потеряли для нее значения после того, как в ее жизни сместились приоритеты. Она вышла замуж за бизнесмена, родила двух дочерей-близнецов и посвятила себя семье. О ее дальнейшей жизни известно только то, что она живет в Москве.
С тех пор Ирина Маркова вела непубличный образ жизни, не давала интервью, не появлялась на публике. Сколько ни пытались ее разыскать журналисты и поклонники – все, что им удалось найти, это только несколько фотографий из социальных сетей. По ним можно судить о том, что одна из самых красивых девушек начала 1990-х гг. в свои 47 лет остается все такой же яркой и обаятельной красавицей.