Что осталось за кадром фильма «Водитель для Веры», и почему его дисквалифицировал комитет «Оскара»
826
просмотров
14 октября исполняется 73 года знаменитому сценаристу и кинорежиссеру, народному артисту России Павлу Чухраю, известность которому принесли его фильмы «Вор», «Водитель для Веры», «Игроки», «Холодное танго» и др.

Наверное, наибольший резонанс вызвал «Водитель для Веры» – этот фильм выдвигался на «Оскар», стал триумфатором «Кинотавра-2004» и обладателем нескольких кинопремий, но был разгромлен критиками и провалился в прокате. Что стало причиной споров вокруг самого известного фильма Чухрая, и почему его дисквалифицировал комитет «Оскара» – далее в обзоре.

Кадр из фильма *Водитель для Веры*, 2004

В фильме «Водитель для Веры» Павел Чухрай выступил не только как режиссер, но и как сценарист. Сам он называл свою работу «драмой несостоявшейся любви и несостоявшейся семьи», а в прессе ее именовали и «политическим триллером», и «мелодрамой», и «драмой о государственной машине, уничтожающей людей». «Водитель для Веры» стал одним из первых отечественных фильмов, поддерживавших технологию объемного звука и высокую четкость изображения. Съемки фильма длились около 2-х лет, подготовительный этап был тоже очень длительным – Павла Чухрая все знали как очень требовательного и скрупулезного режиссера. Актеров на главные роли выбирали на протяжении нескольких месяцев. Отбор проходил в 3 этапа – первый проходил без режиссера, на втором он сам проводил пробы, а на третьем были кинопробы с дублями, костюмами и гримом.

Игорь Петренко в фильме *Водитель для Веры*, 2004

О выборе на главную роль Игоря Петренко, известного на тот момент по фильмам «Звезда» и «Кармен», Павел Чухрай рассказывал: «На роль водителя пробовались несколько очень хороших актеров. Но Игорь, помимо того, что он профессиональный актер, обладает еще какой-то особенной мужской притягательностью, а она чрезвычайно важна для этой роли».

Алена Бабенко и Игорь Петренко в фильме *Водитель для Веры*, 2004

Алену Бабенко, которая на тот момент была еще малоизвестной актрисой, пригласили на кастинг после роли в сериале «Подари мне жизнь». Ей удалось обойти десятки претенденток и получить главную роль. Актриса принимала активное участие в работе над своим образом – она сама придумала для нее биографию, предложила сделать Веру хромой, а походку героини «подсмотрела» у случайно встреченной на улице девушки. Эта работа принесла Алене Бабенко первую громкую популярность и несколько престижных наград: «Нику» в номинации «Открытие года», «Золотой орел» в категории «Лучшая женская роль в кино», приз на лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Минске.

Алена Бабенко и Богдан Ступка в фильме *Водитель для Веры*, 2004

Алена Бабенко навсегда запомнила свою первую встречу с украинским актером Богданом Ступкой, которого утвердили на роль генерала, отца ее героини. Актриса вспоминала: «Когда он приехал в Москву на пробу грима и костюма, я зашла в актерский цех. Ступка сидел в майке, тренировочных штанах… Нас представили друг другу: «Алена, это Богдан Сильвестрович Ступка, твой ПАПА! А это Алена Бабенко, ваша ДОЧЬ!» «Па-а-апочка!» – закричала я, а он улыбнулся и по-свойски произнес: «До-о-оча!» Я села к Ступке на колени, и нас сфотографировали. Снимок у меня дома хранится… Он очень быстро меняется, может играть что угодно. Мастер высшей категории. Учиться и учиться у такого мэтра!».

Алена Бабенко и Игорь Петренко в фильме *Водитель для Веры*, 2004
Игорь Петренко в фильме *Водитель для Веры*, 2004

Съемки проходили тяжело, каждую сцену долго репетировали и снимали по несколько дублей. Богдан Ступка со смехом рассказывал, как с десяток дублей пил портвейн стаканами, а потом еле стоял на ногах. А вот Алене Бабенко было не до смеха – сцену в кабинете генерала, где Вера признается отцу в том, что беременна, а он в ответ бьет ее по лицу, снимали 18 дублей! Режиссер не позволял съемочной группе расслабляться и отвлекаться, у некоторых актеров даже случались нервные срывы. Под конец съемок Игорь Петренко признался: «У меня такое ощущение, будто мы в течение дух лет каждый день сдавали премьеру спектакля».

Кадр из фильма *Водитель для Веры*, 2004
Кадр из фильма *Водитель для Веры*, 2004

События в фильме разворачиваются в 1960-х гг., во времена хрущевской оттепели, на даче генерала Серова в Крыму. Съемки проходили в Севастополе и его окрестностях – поселках Алсу и Кача. Подходящее жилище для генерала искали на протяжении нескольких месяцев. Чухрай объездил весь Крым, пересмотрел огромное количество пансионатов, баз отдыха и частных дач. Поиски длились до тех пор, пока кто-то ему не посоветовал заглянуть в пустующий детский санаторий, который размещался в особняке XIX века. Ранее он принадлежал балерине Ольге Лепешинской, а во времена ВОВ там базировался штаб Балаклавского партизанского отряда.

В массовке снялись моряки Черноморского флота

«Дачу генерала» пришлось переделывать не только внутри, но и снаружи. Начали с дороги: вместо пришедшего в негодность асфальта насыпали гравий, специально приглашенные дизайнеры разбили перед домом клумбы, цветы для которых разыскивали в радиусе 100 км вокруг Севастополя. А поскольку сшить наряды для героев эпохи 1960-х гг. из современных тканей было невозможно, одежду для них искали на «блошиных» рынках Севастополя. К работе также привлекли портных севастопольских ателье, которые в 1960-х гг. шили офицерские мундиры. В качестве консультантов привлекли бывших кадровых военных, а в массовке задействовали 1500 моряков Черноморского флота.

*Адмиральский* катер
Кадр из фильма *Водитель для Веры*, 2004

Первый показ «Водителя для Веры» состоялся на «Кинотавре» в 2004 г. Фильм стал абсолютным триумфатором кинофестиваля – он получил главный приз и одержал победу еще в 3-х номинациях. А после этого собрал целую коллекцию престижных кинопремий: «Золотой орел», «Ника», Гран-при Онфлерского фестиваля российского кино, Гран-при Международного кинофестиваля в Минске.

Игорь Петренко в фильме *Водитель для Веры*, 2004

Несмотря на абсолютный успех фильма на кинофестивалях, в прокате он не оправдал ожиданий – при бюджете в 3 млн долларов «Водитель для Веры» собрал в кинотеатрах чуть больше 2 млн. А кинокритики обрушили на режиссера шквал претензий: его обвиняли в невнятной драматургической основе фильма, в перегруженности событиями, в недостоверности характеров, в отсутствии психологических мотивировок, в исторических неточностях и т. д. Многим зрителям была неясна суть нравственного конфликта в фильме и непонятен характер героя Игоря Петренко. Многие выходили из кинотеатров в недоумении – а любил ли Виктор Веру? Сам для себя актер отвечал на этот вопрос так: «Любви там не было. Было родство душ. Виктор понимает, что Вера так же одинока, как и он сам». А Павел Чухрай говорил: «Мне неинтересно делать кино про правых и виноватых, мне не нравится в искусстве черное и белое. Человек – сложное противоречивое создание. И мне хочется про это все время рассказывать». Но все это осталось за кадром, а зрителям предстояло сделать собственные выводы.

Кадр из фильма *Водитель для Веры*, 2004

Осенью 2004 г. «Водитель для Веры» попал в список претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Фильм выдвигался как номинант от Украины – по правилам «Оскара», страна может претендовать на награду, если над фильмом работали украинцы и он был там представлен в кинопрокате. «Водителя для Веры» снимали украинские и российские кинематографисты на территории Украины, главную роль сыграл украинский актер Богдан Ступка. Министерство культуры Украины получило официальное подтверждение того, что фильм попал в число претендентов на «Оскар», но к участию в конкурсе он в результате так и не был допущен. Его дисквалифицировали из-за того, что фильм от Украины был на русском языке, и режиссер и большинство актеров были русскими. Комитет «Оскара» посчитал это грубым нарушением правил.

Игорь Петренко в фильме *Водитель для Веры*, 2004

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится