Тогда никто не мог предположить, что звезда Инны Гулая угаснет так быстро, что в ее фильмографии будет всего чуть больше 10 работ, а кинокарьера завершится на взлете. Почему актрису обвиняли в том, что ее муж наложил на себя руки, и что стало причиной ее собственного преждевременного ухода – далее в обзоре.
Инна Гулая родилась в 1940 г. в Харькове. Свою фамилию она получила от матери. О своем родном отце она долгое время ничего не знала – он ставил ее мать, узнав о ее беременности. Инну воспитывал отчим, который относился к ней, как к родной дочери, но он рано ушел из жизни. Ее детство были очень тяжелым – оно пришлось на военные и послевоенные годы. Но, несмотря на пережитые беды и трудности, Инна росла очень жизнерадостной, веселой и неунывающей. После школы она отправилась в Москву поступать в институт, не прошла вступительные экзамены и устроилась работать станочницей на завод. Параллельно она начала заниматься в театральной студии. Там ее и заметил режиссер Василий Ордынский, предложивший ей главную роль в фильме «Тучи над Борском».
Еще до того, как Инна Гулая поступила в Щукинское театральное училище, она дебютировала в кино. В 1960 г. ей досталась небольшая роль в комедии «Шумный день» и главная роль в антирелигиозной драме «Тучи над Борском», а еще через год Лев Кулиджанов доверил ей главную роль в фильме «Когда деревья были большими», где она сыграла в тандеме с Юрием Никулиным. Позже он вспоминал: «До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел ее в кино. Но в жизни она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря, просто потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия интересно. Она умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. И ее огромные, чистые, пронизывающие душу глаза! В том, что такую актрису ждет только великое будущее, никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить ее. Я не мог в нее не влюбиться и сразу же примкнул к толпе ее поклонников».
Она обладала природным магнетизмом, и многие мужчины теряли от нее головы. Не устоял перед ней и поэт Геннадий Шпаликов. Обаятельный и остроумный интеллектуал смог завоевать сердце своей избранницы, и вскоре они поженились. Инну Гулая и Геннадия Шпаликова называли одной из самых ярких пар в кинематографе 1960-х гг. Она была подающей большие надежды актрисой, его считали одним из самых молодых и талантливых сценаристов и поэтов, песни на его стихи пела вся страна. Оба были нарасхват в кино. В 1962 г. Инна Гулая представляла Советский союз на Каннском кинофестивале. Их успеху и любви завидовали многие – казалось, тогда весь мир лежал у их ног, а впереди ждало блестящее будущее. Но период их триумфа был очень недолгим и завершился катастрофой для них двоих.
Главным совместным творением этого семейного и творческого союза стал фильм «Долгая счастливая жизнь», где Шпаликов был сценаристом и режиссером, а его жена исполнила главную роль. Эта картина в отечественном прокате провалилась, но была удостоена премии на фестивале авторского кино в Италии. Она стала первой и последней режиссерской работой Геннадия Шпаликова и одной из последних главных ролей Инны Гулая.
Дату 19 марта 1963 г. и Геннадий, и Инна запомнили навсегда: в этот день у них родилась дочь Даша, и тогда же Шпаликов выступил с обличительной речью на встрече руководителей страны и деятелей советского кино в Кремле. Фильм Марлена Хуциева по сценарию Геннадия Шпаликова «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») обвинили в антисоветчине после того, как сам Хрущев назвал его «идеологической диверсией», и отправили «на полку». Поэт вышел к трибуне и вместо покаяния в ответ на разгромные отзывы заявил, что однажды настанет время, когда кинематографисты получат такую же славу и уважение, как герои-космонавты, и что он просит не судить фильм слишком строго, так как имеет право на ошибку.
Этой выходки Шпаликову не простили – сценарист вздумал поучать руководство страны! После этого ему «перекрыли кислород» как сценаристу и режиссеру, его стихи перестали публиковать. Из-за творческой нереализованности он начал сильно выпивать. Поэт мог пропасть из дома на неделю, а потом позвонить и заявить, что встретил знакомых и уехал с ними в Сочи. Из-за этой пагубной привычки распался его первый брак, а теперь и второй оказался под угрозой. Инна долго терпела и не теряла надежды на то, что в будущем все изменится к лучшему, но эти надежды не оправдались.
Вслед за мужем она и сама попала в немилость. Инне перестали предлагать главные роли, режиссеры первого ряда больше не хотели сотрудничать со Шпаликовым, а работать с другими он не мог себе позволить. Актриса не только не смогла спасти его от алкогольной зависимости, но и сама начала выпивать вместе с мужем. После нескольких его побегов из больницы, куда она отправляла его на лечение, Инна все же решилась подать на развод, опасаясь за судьбу дочери.
В начале 1970-х гг. поэт снова сильно запил, а 1 ноября 1974 г. наложил на себя руки. В его уходе многие обвинили Инну – мол, бросила его в тяжелый момент, не поддержала, не спасла. А она признавалась друзьям, что первым ее порывом было свести счеты с жизнью вслед за мужем, но от этого шага ее удерживали мысли о дочери.
Она осталась совсем одна, замкнулась в себе, перестала появляться на людях, сильно пила. В последние годы она не снималась в кино даже в эпизодах. Инна Гулая пережила мужа на 16 лет, но эти годы были страшными и безрадостными. 27 мая 1990 г. она ушла из жизни при загадочных обстоятельствах. По одной из версий, причиной ее ухода была случайная передозировка снотворным, по другой – она сделала это намеренно. Впрочем, вторая версия не нашла подтверждения – ее мать говорила, что Инна страдала бессонницей, спасалась только снотворным и могла просто не рассчитать объем. На тот момент актрисе было всего 50 лет.
Его называли ярчайшей легендой 1960-х гг. и символом поколения эпохи оттепели, но он ушел из жизни в 37 лет: Шальная звезда Геннадия Шпаликова.