В противовес традиционализму академической живописной школы формируется «новая» живопись. Она развивается как в прежних южных живописных центрах, так и в крупных торговых городах (Шанхай, Кантон), которые становятся центром оппозиции. Рождается шанхайская школа живописи. Вплоть до наших дней Шанхай считается центром современного искусства, в то время как Пекин — центр искусства традиционного. В результате Синьхайской революции 1911 г. империя Цин пала, была провозглашена республика. Первая половина XX в. прошла в череде гражданских войн до тех пор, пока не образовалась КНР. Живопись этого времени была связана с поиском новых ориентиров и радикальным отходом от прежних традиций.
Ци Байши 齊白石 (1864–1957 гг.)
Ци Байши был родом из крестьянской семьи, но из-за слабого здоровья не мог заниматься тяжёлой физической работой. Он выучился резьбе по дереву, а затем стал осваивать живопись и каллиграфию: сначала самостоятельно, изучая «Трактат о живописи горчичного сада», затем вместе с учителями – Ху Циньюанем и Ван Кайюнем. Когда ему было 40 лет, он впервые отправился в путешествие по самым живописным местам Китая. В 53 года он перебрался из своей деревни в Пекин, где очень скоро получил признание в творческих кругах.
Ци Байши мастерски писал в разных жанрах, но наиболее прославился работой в жанре «цветы и птицы». Художник писал в стиле се-и, который, в отличие от стиля гун-би, ориентируется не на внешнюю схожесть, а на передачу идеи, сути предметов. Любимыми его темами были изображения креветок, крабов, рыб, лягушек, насекомых и цветов.
В 1922 г., через 5 лет после переезда Ци Байши в Пекин, впервые прошла выставка его работ в Японии. Он был настолько популярен в обществе, что после основания КНР в 1949 г. Ци Байши назначают на множество почётных постов: в 1953 г. он становится председателем Союза китайских художников, а на следующий год его избирают депутатом ВСНП (Всекитайского Собрания народных представителей) – высшего законодательного органа КНР. В 1956 г. Ци Байши была присуждена Международная премия Мира, которая давалась деятелям науки и культуры за произведения, способствующие укреплению мира.
После смерти в 1957 г. слава и популярность Ци Байши не утихла: сейчас он остается одним из самых дорогих художников не только в Китае, но и во всем мире: в 2010 г. он занял 3 место в рейтинге самых продаваемых художников после Пабло Пикассо и Энди Уорхола, а в 2017 г. его работа «12 горизонтальных свитков» была продана на пекинском аукционе за рекордные 140 млн долларов. Он стал первым китайским художником, чья работа была продана более чем за 100 млн долларов.
Сюй Бэйхун 徐悲鸿 (1895-1953 гг.)
Творчество Сюй Бэйхуна открывает новую страницу в истории китайской живописи. Он был одним из первых художников XX в., соединивших в своем творчестве китайские художественные традиции с особенностями европейской живописной техники.
Сюй Бэйхун родился в семье художника Сюй Дачжана, у которого и учился каллиграфии и живописи. В 1917 г. он учился живописи в Токио, а в 1919 г. сдал экзамен и за счёт государства отправился в Париж учиться масляной живописи. Там же он учился писать с натуры, путешествовал по Европе и изучал творчество западных мастеров.
Спустя 9 лет Сюй Бэйхун вернулся в Китай, где начал преподавать живопись сначала в Нанкинском, а потом в Пекинском университете. В 1933 г. организовал выставку современных китайских художников, которая затем экспонировалась в нескольких странах Европы и в СССР. Во время Второй мировой войны он проводил выставки в азиатских странах, а доход с них шёл на помощь пострадавшим в войне китайцам. После образования КНР занял должность ректора Центральной академии художеств.
Хотя Сюй Бэйхун и был одним из первых китайских художников, освоивших масляную живопись, большая часть его работ написана в традиционном стиле. Он любил писать в жанрах «цветы и птицы», «жэнь-у», а также мастерски изображал лошадей – они, можно сказать, стали его визитной карточкой.
В то же время Сюй Бэйхун хотел привнести в китайскую живопись европейские методы, например, письмо с натуры, которое в течение долгого времени мало практиковалось в Китае, а также выступал за использование реалистической техники. Именно так написана картина «Опусти свою плётку», созданная художником в 1939 г. под впечатлением от одноимённой постановки китайского драматурга Чэнь Литина. В 2007 г. эта картина была продана на аукционе за рекордную сумму — более 9 млн долларов. Примерно с этого момента на мировом художественном рынке и начался «бум» азиатской живописи.
Линь Фэнмянь 林风眠 (1900-1991 гг.)
Как и Сюй Бэйхун, Линь Фэнмянь родился в семье художника, поэтому уже с детства увлекся живописью, а после окончания школы в Китае выиграл государственную стипендию и поехал в Париж изучать европейскую живопись. Здесь он открыл для себя постимпрессионизм, фовизм и примитивизм, познакомился с работами современных европейских художников.
В 1922-23 гг. его работы выставлялись в парижских салонах, 42 его работы были отобраны для выставки китайской традиционной и современной живописи в Страсбурге. В 1925 г. он вернулся в Пекин, где уже через год провел свою персональную выставку.
Линь Фэнмянь в своих работах также стремился достичь синтеза восточного и западного искусства. Он изучал каменные рельефы эпохи Хань и, по воспоминаниям художника, больше всего вдохновлялся сунской керамикой. В его картинах преобладают яркие насыщенные цвета и быстрые, широкие мазки.
После возвращения на родину Линь Фэнмянь стал руководителем Пекинской художественной академии, но его радикальные взгляды, стремление внедрить в обучение элементы европейской живописи вызывали негативную реакцию консервативного окружения. Так он оставил этот пост и в 1928 г. стал директором Академии искусств, учреждённой в Ханчжоу при поддержке Цай Юаньпэя, министра просвещения Китайской республики и ректора Пекинского университета. Академия стала главным центром изучения западной живописи.
Однако отношения с властями КНР у художника не сложились. После установления КНР Линь Фэнмянь потерял свой пост и вернулся в Шанхай, где продолжил рисовать, стараясь противостоять набирающему обороты соцреализму. В 1960-х гг. Линь Фэнмянь стал жертвой Культурной революции: его жёстко критиковали за интерес к Западу, многие его работы были уничтожены (часть из них он уничтожил сам, чтобы получить прощение), а сам художник на 4 года был заключен под стражу. Только в 1977 г. после смерти Мао Цзэдуна и окончания Культурной революции он смог выехать из страны и навсегда уехал в Гонконг.
Китайский соцреализм
После установления в 1949 г. Китайской Народной Республики под руководством коммунистической партии в живописи стала преобладать революционная тематика. Художники должны были описывать действительность, опираясь на историчность, реалистичность и конкретность. Большое влияние на живопись того времени оказывал советский соцреализм: в музеях часто проводились выставки советских художников, о них писали в художественных журналах, правительство КНР направляло студентов в советские художественные вузы. Соцреализм практически вытеснял свободу творчества, все произведения должны были строиться по одному образцу и подчиняться задачам партии.
Художники в реалистичной манере изображали важные эпизоды революционной борьбы и деятельности компартии, писали портреты деятелей революции, обращаясь к масляной живописи. Таким национальным духом наполнена картина Дун Сивэня (董希文, 1914-1973) «Рождение нации», посвященная образованию КНР – одно из самых знаменитых произведений официального искусства. Интересно, что всего художник создал несколько вариантов этой картины: состав делегации во главе с Мао Цзэдуном несколько раз менялся, как того требовала политическая обстановка.
Художник Сун Вэньчжи (宋文治, 1918-1991) был мастером индустриальных пейзажей, в которых дух социалистического строительства соединялся с традицией классического китайского пейзажа.
Таким образом, весь XX век китайское искусство находилось в поиске своего места в мировом искусстве. Прежняя закрытость страны рухнула, художники стали узнавать другие методы, стили и, опираясь на свою традицию, пытались понять, как можно применить их к традиционному китайскому искусству.