"Дама с единорогом" Рафаэля на самом деле когда-то была дамой с собачкой
А если еще точнее, то конкретно Рафаэль Санти написал портрет женщины вообще без какого-либо животного и даже без фона. Впоследствии картина была дописана и переписана еще тремя неизвестными художниками: сначала на коленях у дамы появилась собачка, а за спиной - колонны и пейзаж. Второй мастер спустя несколько десятилетий почему-то решил превратить собачку в единорога. А третий уже в 17-м веке написал поверх зверя колесо и пальмовую ветвь, а саму женщину доработал до портрета святой Екатерины.
Именно такой картина оставалась вплоть до 30-х годов 20-го века, пока во время реставрации искусствоведы не обнаружили на коленях у дамы маленького единорога. И лишь в 1959 году, когда впервые в истории живописное произведение было просвечено рентгеновскими лучами, стало известно, что под маской единорога все это время скрывалась маленькая собачка.
Под спокойным натюрмортом Ван Гога скрыто динамичное изображение двух борцов
Во время идентификации работ Винсента Ван Гога у искусствоведов возникли подозрения о подлинности "Цветочного натюрморта с маками и розами", написанного в 1886 или 1887 году. Решив сделать рентген полотна, они обнаружили любопытную картину, изображающую двух полуголых мужчин, увлеченных борьбой. Так как этот сюжет был упомянут в переписке художника с его братом, в подлинности натюрморта сомнений не осталось.
А под его же "Лоскутом травы" - женский портрет
Так как на протяжении всей своей жизни Ван Гог постоянно испытывал денежные лишения, он был вынужден повторно использовать холсты многих своих картин. Эксперты считают, что около трети всех поздних картин художника были написаны поверх тех, что он создал на заре творческой карьеры. В данном случае под простым пейзажем рентген позволил обнаружить фрагмент тщательно проработанного женского портрета.
Пабло Пикассо пытался успокоить свою совесть, внеся поправки в картину "Жизнь"
На полотне Пикассо, написанном в 1903 году, изображены его близкий друг и художник Карлос Касагемас и французская танцовщица Жермен. Однако рентген показал, что на первоначальной версии картины рядом с девушкой был изображен сам Пабло. Дело в том, что и у художника был роман с Жермен, несколько раз позировавшей для его портретов. Касагемас был влюблен в девушку, но эта любовь была безответной. Карлос пытался убить ее, ему это не удалось, и он покончил с собой. Чувствуя свою косвенную вину в смерти друга, Пикассо заменил автопортрет лицом Касагемаса, оставив в истории рядом с Жермен именно его.
Генри Гиллард Глиндони смягчил первоначальную версию своей картины
Когда эксперты решили проверить с помощью рентгена картину Глиндони "Джон Ди проводит эксперимент перед королевой Елизаветой Первой", они с удивлением обнаружили, что изначально придворный алхимик был окружен парой десятков человеческих черепов. По неизвестной причине живописец решил убрать жуткие подробности времяпрепровождения правительницы со своего полотна.
Из-за оригинальной прически на картине "Девушка в белом платье" ее авторство приписывают Филиппу Отто Рунге
При помощи рентгена исследователи обнаружили, что изначально на полотне неизвестного автора была изображена совсем другая прическа - белокурая, пышная и с лентами в волосах. С такими локонами девушка с портрета оказалась очень похожа на Полину, жену художника Рунге, которую тот очень любил писать. По какой причине он или кто-то другой решил перекрасить блондинку Полину в брюнетку, а также убрать ее кудри с плеч - неизвестно.
Хендрик ван Антониссен решил убрать мертвого кита со своей картины, чтобы сделать ее менее мрачной
Искусствоведам долгое время казалось странным, что на этой картине люди просто стоят толпой и смотрят в море. Как позже выяснилось, чутье не подвело экспертов, ведь на первоначальной версии произведения Антониссен изобразил выбросившегося на берег кита - именно огромная фигура погибшего морского животного привлекла внимание зевак, столпившихся на берегу.
Портрет герцогини из "Урбинского диптиха" Пьеро делла Франческа написал поверх изображения Мадонны с младенцем
Вы можете увидеть саму картину и обнаруженное в лучах рентгена скрытое изображение на главном фото статьи. Неизвестно, почему Франческа решил написать портрет герцогини Баттисты на использованном ранее полотне, но рентген правой части диптиха с лицом герцога Федериго не выявил никакого другого произведения.