Дмитрий Моор: мастер идеологических плакатов, страстный обличитель общественных пороков
903
просмотров
Дмитрий Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов (Dmitry Stakhievich Orlov); родился 22 октября 1883 года — умер 24 октября 1946 года) — выдающийся иллюстратор, плакатист XIX-XX веков, биография которого тесно связана с большевистским движением. Творчество гениального Дмитрия Моора было проникнуто революционной романтикой. Картины мастера обличают врагов Советского государства и пережитки капиталистического строя.
Дмитрий Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов). Фотография художника, 1935

Дмитрий Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов) — сын специалиста в области горной инженерии — родился 22 октября 1883 года в Ростовской области. В десятилетнем возрасте вместе с родителями переселился в столицу России. Учился в Московском реальном училище, брал уроки живописи и рисунка у Петра Ивановича Келина.

Получить фундаментального художественного образования будущему художнику не удалось. Однако это не помешало ему сотрудничать с дореволюционными периодическими изданиями в качестве иллюстратора-карикатуриста. Карикатуры мастера публиковались в газете «Известия», журнале «Красноармеец». Его любимым графическим приемом был черно-белый рисунок тушью, эмоционально усиленный резкими, как правило, красными акцентами. С настоящим энтузиазмом создавал афиши к немым кинематографическим картинам: «Никогда», «Тихо», «Убийца».

Дмитрий Моор. Афиша к кинофильму «Убийца», до 1917

К 1917 году Дмитрий Моор был уже сформировавшимся самобытным графиком. Он воспринял революцию с восторгом и встал на путь художника-агитатора, взявшись одним из первых оформлять агитационные поезда. Моор считается основателем советского агитационно-политического плаката. Его произведения по заказу Политуправления Реввоенсовета и «Окон сатиры РОСТА» получили широкую известность.

Дмитрий Моор. Плакат «Торжественное обещание при вступлении в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию», 1919

Занимаясь международной тематикой, художник изобличал маневры империалистов, мечтавших уничтожить страну Советов. Его сатира направлялась и на религию. Антирелигиозные произведения неоднократно печатались в журналах: «Будильник», «Крокодил», в газете «Правда».

Дмитрий Моор. Иллюстрация «С земными царями разделались, принимаемся за небесных», 1922

Живописец успешно совмещал творческую деятельность с преподавательской, работая в Москве в разное время во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, институте полиграфии и в институте имени Василия Ивановича Сурикова. Во время войны с фашистской Германией Моор трудился над плакатами, обличающими злодеяния гитлеровцев.

Дмитрий Моор. Плакат «Все на «Г», 1941

Последними серьезными произведениями мастера стали серии иллюстраций к «Слову о полку Игореве» и поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». В работах прослеживается восхождение к русским народным картинкам с их лубочной декоративностью. Дмитрий Моор ушел из жизни 24 октября 1946 года.

Самые известные картины Дмитрия Моора

Творчество художника оставило неизгладимый след в истории революционного плаката, в советской книжной графике. К наиболее известным картинам Дмитрия Моора можно отнести следующие:

  • «Смерть мировому империализму» (1919) — сюжет, насыщенный мифологическими символами. Борьба рабочего класса, крестьян и матросов с силами интервенции и белогвардейцами.
  • «Петрограда не отдадим» (1919) — четкое контурное изображение борцов за революцию, в котором продуманы цветовые оттенки как средства визуального раскрытия темы и достижения эмоциональности.
  • «Советская репка» (1920) — плакат-лубок, посвященный Красной Армии, ее возрастающей силе. Отсутствие сложного сюжетного решения и символьных элементов обостряет сатирические интонации работы.
  • «Помоги» (1921) — черно-белая литография, выполненная в период борьбы с голодом в Поволжье. Глубокий черный фон нагнетает мрачные чувства. Ослепительно белая фигура старца с воздетыми руками и переломленный колосок запоминаются надолго.
  • «Ты записался добровольцем?» (1920) — произведение было создано за одну ночь в тяжелое для Красной Армии время. Для защиты молодой Советской республики требовались добровольцы. Плакат призывал людей вступать в ряды РККА.
Дмитрий Моор. Плакат «Смерть мировому империализму», 1919
Дмитрий Моор. Плакат «Петрограда не отдадим», 1919
Дмитрий Моор. Плакат «Советская репка», 1920
Дмитрий Моор. Плакат «Помоги», 1921
Дмитрий Моор. Плакат «Ты записался добровольцем?», 1920

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится