Детские годы
Он родился в начале сентября 1926 года в Москве, в простой рабочей семье. Отец был инженером, мать – домохозяйкой; помимо Жени в семье подрастал еще один сын. Папа трудился на авиационном заводе, а потому неудивительно, что оба сына мечтали связать свою жизнь именно с авиацией. Женя сперва так и сделал: с началом войны, когда ему исполнилось пятнадцать, он бросил учебу в обычной средней школе и отправился на завод к отцу, учеником токаря.
Студенчество
Двумя годами позднее он поступил в Авиационный приборостроительный техникум, где проучился целых три курса, прежде чем наконец признался сам себе: он учится не там, где хотелось бы. А где бы хотелось? В ответ на этот заданный самому себе вопрос мысли Евгения уносились в воспоминания о школьных годах, когда они с друзьями увлеклись драматическим искусством и хотели поставить пьесу, а также о том кружке художественной самодеятельности в техникуме, куда Женя с удовольствием ходил на каждое занятие.
Он не блистал эффектной внешностью героя-любовника, но пылал искренним вдохновением и был по-настоящему увлечен игрой, так что выбор настоящего жизненного призвания был очевиден.
Актерское образование
Уйдя после третьего курса из авиационного, молодой Леонов поступил в Московскую экспериментальную театральную студию – она существовала при филармонии, и руководил ею один из балетмейстеров Большого театра, Ростислав Захаров. Не сразу педагоги рассмотрели искру в полноватом и казавшемся невзрачным пареньке – однако в конечном итоге, после того, как Женя перечитал практически все, что знал, зеленый свет был дан.
Обучение свое Евгений завершил в 1947 году, и тогда же началась его актерская жизнь – по распределению он был принят в труппу Московского театра Дзержинского района (вскоре тот переменил название и стал театром имени К. С. Станиславского).
Начало творческого пути
В те годы молодым, начинающим артистам с ролями везло не слишком – сыграть что-то стоящее им не давали, предпочитая молодежи более опытных коллег. Новичков занимали максимум в массовке, соответственно, и зарплата была не абы какой большой. На жизнь ее хватало «со скрипом», и потому Леонов решил попробовать свои силы в кино.
Режиссеры не отрицали: талант у молодого актера имелся. Да только внешность его совсем не подходила под те параметры, что требовались в то время претендентам на главные роли – стране были нужны герои, красавцы-мужчины. Евгений же подобным амплуа соответствовал мало – и удача в кино, как и в театре, ему не улыбалась.
Свет в конце туннеля
Только в середине пятидесятых годов ситуация потихоньку начала меняться. Леонов стал получать более выгодные роли – причем как в кино, так и в театре. Так, режиссер Яншин, назвавший его впоследствии самым талантливым своим учеником (однако за глаза), взял артиста в свой спектакль по Булгакову «Дни Турбиных». На большом экране примерно в эти же годы Евгений появился в фильме «Морской охотник» в роли кока, которому нужно было спеть песенку. Позднее артист рассказывал, что очень стеснялся петь, не имея особого слуха. Однако спел – и в итоге понравился не только зрителю, но и режиссерам, которые стали приглашать его в свои проекты все чаще.
До 1961 года Леонов сыграл еще в нескольких лентах, а в 1961-м широкой публике продемонстрировали «Полосатый рейс», после оного Евгений, что называется, проснулся знаменитым.
Дальнейшая карьера
После «Полосатого рейса» предложения посыпались на Евгения Павловича, словно горошек из банки. В нем увидели прекрасного комика – и именно в комедийных лентах актер в основном и снимался. Впрочем, бывали и исключения, например, драма «Донская повесть», кстати, от того же режиссера, что ставил и «Полосатый рейс».
За следующие более чем двадцать лет Евгений Леонов сыграл множество великолепных ролей в самых разных картинах у самых разных режиссеров: «Зигзаг удачи», «Фокусник», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Обыкновенное чудо» и так далее. Чаще всего снимался у Георгия Данелии, считавшего актера своей большой удачей. Озвучил и, как я уже упоминала, милейшего и очень на него похожего Винни-Пуха. Евгений Павлович не отказывался ни от чего, трудился на износ – и в конце концов это сказалось на его здоровье.
Сердце
Производящий впечатление удивительно доброго человека Евгений Павлович Леонов на самом деле был таким – добрым, чувствительным, ранимым. Он обладал удивительно большим сердцем, однако и оно не справилось с непомерными перегрузками от постоянной работы.
В 1988 году актер пережил клиническую смерть. Шестнадцать дней он пролежал в коме, но смог выкарабкаться. Перенес операцию – ему сделали шунтирование, четыре месяца потратил на восстановление, но вернулся к работе и репетициям. Конечно, уже далеко не в том объеме, как раньше. Теперь приходилось быть избирательным и от чего-то отказываться, выбирая самые интересные проекты.
Судьба подарила ему еще шесть лет жизни, а нам, зрителям, еще несколько замечательных ролей, которые Евгений Павлович успел сыграть за эти годы. Однако изношенное его сердце полностью так и не смогло оправиться. В конце января 1994 года, когда Леонов собирался на работу, оно остановилось навсегда. Замечательного артиста не стало
Семья
Евгений Леонов был не только востребованным артистом, любимцем публики, но и счастливым семьянином. Его супругу звали Ванда; молодые люди познакомились в Свердловске, где Евгений был с труппой на гастролях, а Ванда училась в музыкальном училище. Некоторое время общались на расстоянии, но затем Леонов сделал предложение, и, бросив учебу, Ванда переехала в Москву.
Вскоре после свадьбы у них родился сын Андрей. Он пошел по стопам отца, стал актером. Сегодняшний зритель знает его по сериалу «Папины дочки».