Омерзительная восьмерка (2015)
Квентин Тарантино — режиссер, снимающий не очень-то праздничные фильмы. Но «Омерзительная восьмерка» великолепно ложится именно на Новый год, и это не только из-за суровой зимы, на фоне которой разворачиваются события в фильме.
Оказавшиеся в закрытом пространстве люди, замышляющие непотребное, рассказывают друг другу байки о жизни, пьют, а иногда и дерутся. Чем не описание типичной новогодней вечеринки с поножовщиной? Возможно, это не очень-то популярный вид праздничного досуга, но уж где как.
Братья Блюз (1980)
Нестареющая классика, музыкальная комедия режиссера Джона Лэндиса. Двое братьев, один из которых только что отмотал срок в тюрьме, получают божественное озарение и собирают музыкальный ансамбль, чтобы выручить денег и помочь родному детскому дому. Все это ведет их к приключениям то эпического, то бытового масштаба.
От Нового года в «Братьях Блюз» ничего нет, но фильм настолько праздничный, что смотреть его нужно именно на зимних каникулах. Музыка, отличные погони на тачках и колоссальные разрушения всего и вся — если нужна бодрость в новогодние праздники, этот шедевр обязательно нужно посмотреть. Тем более, если от песен на федеральных каналах давно тошнит.
День сурка (1993)
На самом деле, «День Сурка» — это фильм с глубочайшим архаическим смыслом. Примерно так себе представлял календарный ход вселенной древний человек: год сменится годом, и все будет примерно то же самое, разве что с вариациями — и так до конца времен. И только герой Билла Мюррея, как человек общества модерна, решает преодолеть этот замкнутый круг (что, разумеется, намекает нам на эсхатологию христианства и гностицизма). Панксатонский Филл в этой истории занимает место хтонического божества.
Но даже если бы не было всего этого символизма, «День Сурка» все равно стал бы одним из лучших рождественских фильмов. В нем есть тот самый дух уюта, лампового воскресного утра или вечера, когда вы сидите с близкими вам людьми и подпеваете песне I Got You, Babe на будильнике Мюррея. Зимний, ностальгический фильм.
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (1998)
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — абсолютно, тотально антирождественский фильм, который у подозрительно большого количества людей вызывает новогодние ассоциации. Возможно, дело в теплых подростковых воспоминаниях о том, как впервые посмотрел его вместе с друзьями в каникулы, будучи на одной волне с героями. А возможно, дело в гении Терри Гилллиама, который умеет снимать жуткие и одновременно противоестественно-уютные вещи.
Как бы там ни было, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», конечно, не семейное кино, но посмотреть его с друзьями в рождественскую пору точно стоит. Никогда еще бэд-трипы в кино не были такими уютными и родными.
Февраль (2015)
Сейчас актриса Кирнан Шипка более известна по главной роли в новой «Сабрине». Но за три года до нее, в 2015, она уже снялась в похожей, пусть и намного более мрачной, роли. Хоррор «Февраль» тоже расскаывает об угоревшей по оккультизму старшекласснице, только делает все намного жестче.
Поклонение Сатане, отрубленные бошки, окровавленный снег — это не совсем те вещи, которые ждешь увидеть в «рождественском» кино. Но «Февраль» поразительным образом умудряется создать атмосферу уюта, насколько это вообще возможно для хоррора. При этом фильм действительно жуткий, снят талантливо, и копается в человеческой душе достаточно глубоко.
Особенности национальной охоты в зимний период (2001)
Продолжение киносерии о приключениях егеря Кузьмича и его друзей в зимнем лесу. Помимо охоты мужчины пьют водку, ходят в баню и рассуждают о разном. Да это почти что идеальное описание новогоднего отдыха для огромного числа наших соотечественников.
Помимо эстетики зимних гуляний, в фильме есть и философский контекст, который замечательно ложится на похмельную голову, а «Сказка об охотнике Ху Джоу» от Кузьмича — вообще шедевр, способный вдохновить на долгие раздумья.
Теорема Зеро (2013)
Лучшая рождественская антиутопия и незаслуженно оставшийся в тени фильм Терри Гиллиама. Да, она не так глубока, как «Бразилия» или «12 обезьян», но в ней есть что-то безумно уютное. Антиутопия, которую хочется смотреть, потягиваясь под пледом — парадокс, на который, опять-таки, способен только Гиллиам.
«Теорема Зеро» — очень камерное кино, действие которого происходит в здании заброшенной церкви. История посвящена гению-математику из будущего, который пытается разгадать ту самую теорему, самую главную во вселенной. Проблема в том, что в реальной жизни он — асексуальный, чуждый социуму и страдающий от микроаутизма человек, которому особенно неуютно в дистопическом обществе будущего, окончательно свихнувшемся на потреблении и сексе.
Снято все настолько лампово, что периодически хочется остановить все и рассматривать отдельные кадры, полные миллиона деталей.
Выживший (2015)
Невероятная история Хью Гласса, настоящего мужика с гор, пережившего схватку с медведем и прочие трудности американской тайги.
В целом, это не только интересный фильм, снятый на фоне замечательных пейзажей, но и одна большая аллюзия на новогоднее похмелье. Столь многие в праздники допиваются до Фронтира, и потом замерзают в сугробах! Если бы люди хоть чему-то научились из правил выживания Хью Гласса, возможно Новый год был бы намного веселее. Хотя бы у работников травмпунктов и моргов.
Окно во двор (1954)
Классика кино от Альфреда Хичкока. Эл Би Джеффрис, профессиональный фотограф, сломал ногу и теперь должен сидеть дома. Ему скучно: захаживает пара друзей, но в целом он полностью погружен в себя и мается от тоски. От нечего делать Джеффрис пялится в окно, и однажды он видит за ним нечто страшное — настоящее убийство.
Вообще, этот фильм можно смотреть когда угодно — недаром же классика. Однако тут есть один нюанс: в фильме действие происходит в городе, изнывающем от жары, и это не просто для атмосферы — духота и аномально высокая температура играют очень важную роль. Тем забавнее смотреть «Окно во двор» зимой, поедая прохладный «Оливье».
Антихрист (2009)
Фильм Ларса фон Триера о непростой жизни семейной пары, переживающей из-за смерти ребенка. Для того, чтобы собраться с мыслями и понять, что делать дальше, они едут в загородный домик, но там их ждут лишь новые трудности — психопатия, дьявольская природа и ведьминские ритуалы.
На первый взгляд оценить «Антихриста» как новогоднюю картину может либо сумасшедший, либо культист, либо же претенциозный хлыщ/мамкин кинокритик. Но если задуматься, все гораздо проще — этот фильм идеально заходит в жестком новогоднем угаре.
Смотреть его в другие дни тяжеловато, но после пьяных ночных танцев под песни из «Голубого огонька» «Антихрист» зайдет просто идеально. Визуально эта картина выше всяких похвал, а уж монотонное жутковатое повествование отлично идет под вчерашние салаты, выдохшееся шампанское и разносолы — этакий неспешный сатанизм с запахом новогодних мандаринов.