О жизни Мыслиной до трудовых лагерей известно не так уж много. Она появилась на свет в 1901 году в Москве, предположительно в семье крестьян, переехавших в город. Известно, что училась Мыслина у знаменитых русских художников – Константина Коровина, даже написавшего ее портрет, Ильи Машкова, Ильи Леблана. В двадцать лет поступила во ВХУТЕМАС, хотя и проучилась там довольно недолгое время. Разрозненные упоминания о жизни Мыслиной позволяют увидеть, что она была весьма активна творчески и бралась за любую интересную работу. В середине 20-х Мыслина вращалась в кругах авангардно настроенной молодежи, поддерживала идеи АХРР (Ассоциацию художников революционной России), принимала участие в их выставках. Работала со множеством изданий как иллюстратор, оформляла клубы и праздничные демонстрации…
Она вышла замуж за художница Владимира Каабака, известного своими агитационными плакатами, участника гражданской войны. В годы революции Каабак был близок левым эсерам, но в первые годы советской власти активно и успешно работал, рисовал пропагандистские иллюстрации, рекламные вывески и кинематографические афиши… Мария вместе с мужем любовно обустраивала совершенно непригодное помещение в мастерскую, их роднили общие идеи и планы, общие увлечения и любовь к искусству. Все кончилось в 1937 году. В одночасье.
Владимир Каабак был арестован и вскоре расстрелян. Мария Мыслина была репрессирована как жена изменника родины и осуждена на восемь лет исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах. Молодая женщина оказалась в одном из отделений ГУЛАГа, Карлаге (Карагандинская область) на лагпункте Долинка, а затем в АЛЖИРе - Акмолинском лагере жён изменников Родины.
В Карлаге художница работала на текстильной фабрике и в вышивальной мастерской, но в любую свободную минуту бралась за карандаш и рисовала, рисовала, рисовала… Ее наброски – жестокий и честный репортаж о жизни обитательниц лагеря. Виртуозная линия, четкий и уверенный штрих, яркая образность – а за всем этим опухшие суставы пальцев, боль, страх, тоска. Но взгляд современного человека не сразу видит в ее набросках мрачность лагерного быта – с таким теплом и любовью художница рисует сосредоточенные и уставшие лица женщин. И там была жизнь – вместе с другой осужденной художницей Мария Мыслина оформляла самодеятельные спектакли при клубе, заводила подруг…
Мыслина вышла из Карлага в 1946 году. Еще девять лет она не имела права вернуться в город детства. Сначала она оказалась на поселении в Чувашии и даже вступила там в региональный союз художников, затем, в силу запрета на проживание в крупных городах, перебралась во Владимир.
После ХХ съезда КПСС Мария Мыслина была официально реабилитирована. После реабилитации в 1955 году Мыслина все-таки вернулась в Москву, но ее жизнь никогда больше не вошла в прежнее русло. Где-то растворились старые друзья, мастерская, любовно обихоженная вместе с мужем, тоже была потеряна…. Художница жила с матерью, в крошечном закутке, где у нее не было места даже для мольберта. Она писала заявления в правление Союза Художников с просьбой предоставить ей мастерскую, хоть какую-то возможность работать, но безрезультатно. Она понимала, что только возвращение к живописи по-настоящему воскресит ее душу после тех мучительных лет. Так и начался путь Мыслиной как акварелистки.
Акварель не требовала ни большого пространства, ни дорогих материалов, а нужно было на что-то жить. Работы Марии Мыслиной тех лет кажутся созданными по наитию, одномоментно, под впечатлением от натуры, однако коллеги вспоминают, что этим акварелям всегда предшествовало множество точных, скрупулезных карандашных эскизов. Она писала пейзажи, натюрморты и букеты цветов, городские виды – но лучше всего Мыслиной удавались жанровые уличные сценки.
Художница не замкнулась в себе, не держала ни на кого зла. Она с большим удовольствием участвовала в выставках, прославилась как художник-анималист, иллюстрировала детские книги – быть может, у некоторых из нас еще сохранились издания с ее иллюстрациями. При любой возможности она отправлялась в поездки, и больше всего любила Горячий Ключ в Краснодарском крае. Художница рисовала даже праздничные открытки – к этому жанру обычно станковисты относились с известной долей презрения, а Мыслина с ее удивительным чувством композиции и цвета создавала настоящие маленькие шедевры.
У нее было лишь два желания – покой и творчество. И «желание служить народу искусством», только не так, как понимали это руководители Союза художников. То, что делала Мыслина, было безыдейным, будто бы мелким – но в этой очаровательной повседневности, обыденности была вся боль и вся любовь человека, утверждающего свое право на нормальную жизнь.
В последние годы жизни одинокая художница тяжело болела и была прикована к постели. Годы лишений подорвали ее здоровье, но любовь к жизни не оставляла ее до последнего дня. В 1974 году Мария Мыслина скончалась. Она похоронена на Введенском кладбище. Плакаты Владимира Каабака хранятся в нескольких музеях в России и частных коллекциях по всему миру, а вот небольшой персональный фонд Мыслиной сейчас практически недоступен исследователям, хотя не так давно часть работ художницы была представлена зрителям. Мария Мыслина, возможно, не внесла значительного вклада в советское искусство с художественной точки зрения – но как человек она сделала гораздо больше. Она показала, как важно в самые темные дни оставаться тем, кто ты есть…