Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Образ раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св.Писании ("Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня." (Евангелие от Иоанна)). Этот образ был распространен в раннехристианском искусстве, затем ставший пережитом прошлого. Наиболее известное мозаичное изображение Доброго Пастыря находитсяв мавзолее Галлы Плацидии (Равенна, Италия), датируемое 425 годом нашей эры и расположенное над входом в Мавзолей. Христос изображен в виде безбородого юного пастуха с жезлом (с крестом), окруженный пасущимися овцами. У него короткие волосы, молодое лицо, а голова его объята нимбом.
Мавзолей
Прежде мавзолей служил молельней при Базилике Саната-Кроче, к сожалению, не сохранившейся до наших дней. Внешне мавзолей весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами и узкими окнами. В плане представляет собой греческий крест.
Мавзолей содержит три саркофага. Считается, что в самом большом саркофаге находились останки Галлы Плацидии (умерла в 450 году), дочери римского императора Феодосия I. Ее забальзамированное тело, одетое в имперскую мантию, находилось там в сидячем положении. К сожалению, пожар в 1577 году уничтожил саркофаг. Правый саркофаг приписывается сыну Галлы, императору Валентиниану III, или ее брату, императору Гонорию. Саркофаг слева принадлежит ее мужу, императору Констанцию III. Внутренняя часть мавзолея покрыта богатой византийской мозаикой. Иконографические темы представляют собой победу вечной жизни над смертью. Мозаики Мавзолея выделяются своим исключительно высоким качеством, намного превосходя все, что сохранилось в Равенне и других городах. Мозаика покрывает стены хранилища, люнеты и купол.
Центральное место в декорации Мавзолея Галлы Плацидии занимает крест, украшающий купол. Он дан здесь как символ победы Христа над смертью и символ его мучений. Крест окружают звезды и четыре символа евангелистов.
В одном из люнетов - сцена мученичества святого Лаврентия - он идет с крестом на смерть (мученика заживо сожгли за отказ поклониться языческим богам). А в раскрытом шкафчике можно увидеть книги четырех Евангелий, которые вдохновили мученика на подвиг. Фигура святого изображена в движении.
В другом люнете контрастная спокойная пасторальная мозаика, в котором Христос предстает в образе Доброго Пастыря. Фигура Христа изображена в сложном развороте, эта живость позы унаследована от античности.
Сюжет мозаики
Молодой пастух Иисус Христос сидит на пастбище, наблюдая за своими верными овцами. Он одет в одежду из яркого золота и пурпурного цвета (эти цвета обычно выбирают для обозначения имперского статуса и королевской власти). Золотые пятна мозаики делают ее еще более притягательной, магической и заставляют светиться над входом в мавзолей. Эта мозаика в сюжете Доброго Пастыря заметно отличается от других аналогов, найденных в древнехристианских катакомбах: если ранее Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, на его коленях лежит пурпурный плащ, а голову венчает большой золотой ореол. Разница в отображении связана и с периодами христианизации (до и после ого, как христианство стало официальной религией в Риме).
Композиция
Композиция тела Христа направляет взгляд зрителя на пастуший посох. Распятие венчает посох, что символизирует победу Христа над смертью. Христос в окружении трех овец с обеих сторон симметричен. Тело Христа слегка не пропорционально: его ноги так же малы, как и его руки. Его голова мала по отношению к его телу. Иисус вытянут ввысь также, как и его овцы (они имеют продолговатую форму). Колонны направляют взгляд зрителя к деталям ландшафта и лугу - это напоминание о том, что Равенна была оплотом христианства, когда Италию наводнили языческие полчища. Фон светло-голубой (напоминание о том, что это дневное время).
Символизм мозаики
Символизм Христа как пастыря исходит непосредственно из Евангелия (в нем Христос ведет верующих и готов отдать свою жизнь за них. Также как пастух ведет свое стадо и ответственен за своих овец).
В центре среди овец сидит безбородый юный Христос, одетый в красивую мантию. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест, выступающий в роли императорского жезла. Видно, что Иисус прикасается к одной из овец. Это символ единства божественного и природного - идея о том, как Христос един с природой. На заднем плане слева - холм, с которого текут реки (четыре райские реки). Величественна поза Христа: его ноги скрещены, правая рука касается головы овечки, но взгляд при этом обращён в другую сторону. Благодаря такой позе, Пастырь становится смысловым центром мозаики: он видит всех своих овец, и все овцы смотрят на него.
Это произведение искусства является очень важным для христианства. Искусство в это время (когда христианство уже разрешено официально) все больше и больше фокусируется на религии и Иисусе. Художники используют эту возможность и переносят сюжеты из Библии на церковные стены и здания. Добрый Пастырь - очень историческая некаконическая часть христианства, к которой в V веке относились особенно трепетно.